Добронравов и пахмутова биография

Биография Александры Пахмутовой

Пахмутова Александра Николаевна (р. 1929) – легенда советской музыки, композитор, пианистка. Написала более 400 песен, большая часть из которых стала символом эпохи СССР, их исполняли звезды эстрады первой величины и крутили на всех радиостанциях страны. В советский период она была самым востребованным композитором, удостоилась дважды Государственной премии СССР, премии имени Ленинского комсомола, звания Героя Социалистического Труда и Народной артистки СССР.

Детство

Родилась Александра 9 ноября 1929 года под Сталинградом в маленьком поселке Бекетовка (сейчас это поселение вошло в городскую черту Волгограда).

Ее папа, Николай Андрианович, 1902 года рождения, трудился на местном лесозаводе. Он обожал музыку, хотя никакого специального образования не имел. Самостоятельно обучился игре на балалайке, арфе, скрипке, очень хорошо играл на имеющемся в доме фортепиано.

Мама, Мария Амплеевна, 1897 года рождения, работала на электростанции. В семье кроме Али (так родители ласково называли Александру) было еще две дочери и сын.

С ранних лет папа обучал игре на фортепиано и детей. Однажды родители пошли в кинотеатр на музыкальный фильм и взяли с собой трехлетнюю Сашеньку. Вернувшись домой, они пришли в полное изумление, когда малышка уселась за инструмент и точь-в-точь воспроизвела только что услышанную в кино мелодию.

Отец стал регулярно заниматься с Александрой, и к пяти годам девочка уже сочинила свою первую пьесу на фортепиано, которую назвали «Петухи поют». Видя в дочери такие способности, родители отдали ее с семи лет в музыкальную школу в Сталинграде. Приходилось ездить, так как родной поселок располагался в 18 км от города.

Александра отучилась четыре года. Потом грянула война, и Пахмутовы уехали в эвакуацию в Казахстан в город Караганду. Мама и сестра устроились работать на завод, а двенадцатилетняя Аля оставалась на хозяйстве. В доме, где они обустроились, имелся аккордеон. Управившись со всеми делами, девочка самостоятельно училась играть на инструменте.

Когда немецкие войска были отброшены от Сталинграда, семья вернулась в Бекетовку. Аля стала ездить с выступлениями в город, где оставались еще расположения военных частей и в госпиталях находились раненые бойцы. Для них она играла на аккордеоне.

Юность

Осенью 1943 года отца по работе направили в Москву в командировку. Александра стала упрашивать взять ее с собой. Она очень хотела учиться дальше в музыкальной школе, но в Сталинграде после жестоких боев не осталось ничего, и Аля надеялась, что ей удастся продолжить учебу в столице. Николай Андрианович немного колебался, но потом взял дочь с собой.

Александра успешно прошла собеседование в Центральной музыкальной школе при консерватории (тогда она носила название Московской Школы одаренных детей). У семьи Пахмутовых были дальние родственники в столице, и они любезно согласились принять Алю к себе на период учебы.

Уже со второго года обучения Александра вошла в состав кружка юных композиторов. Семья, у кого она жила в Москве, занимала одну небольшую комнату в коммунальной квартире. Фортепиано у них не было, и юная Пахмутова каждый день приходила в школу на два часа раньше, чтобы до начала занятий попрактиковаться на инструменте.

В 1948 году она окончила музыкальную школу и стала студенткой Московской государственной консерватории. Факультет выбрала композиторский, обучалась на курсе у выдающегося педагога, советского композитора В. Я. Шебалина. Окончила учебное заведение в 1953 году на «отлично», ее выпускное сочинение – оратория «Василий Теркин». В 1956 году защитила диссертацию на тему “Партитура оперы Глинки «Руслан и Людмила»” и окончила консерваторскую аспирантуру.

Творчество

Дебютной музыкальной композицией, которая получила широкую известность в советской стране, для Александры Пахмутовой стала «Песня о тревожной молодости». Она впервые прозвучала в киноленте «По ту сторону» и была написана в соавторстве с поэтом Львом Ошаниным.

В дальнейшем Пахмутова сотрудничала со многими известными поэтами-песенниками: Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Сергей Гребенников, Римма Козакова, Роберт Рождественский.


Поэт Николай Добронравов и композитор Александра Пахмутова

Но самым плодотворным получилось ее творческое сотрудничество с мужем – поэтом Николаем Добронравовым. Они жили в ногу со временем, неслучайно именно Пахмутовой и Добронравову руководство страны поручало важные творческие заказы. Так, например, они писали песню «До, свидания, Москва!» для церемонии закрытия Летней Олимпиады в 1980 году. Прошло почти сорок лет и все равно каждый раз мы с замиранием сердца смотрим, как под эту трогательную мелодию улетал в небо олимпийский мишка.

Большинство песен Пахмутовой знают практически все на постсоветском пространстве. Ведь свои произведения она посвящала знаковым событиям в жизни государства, при этом находила проникновенные, тонкие и берущие за душу интонации. Знаменитый советский дирижер Евгений Светланов говорил, что композиции Александры Николаевны обладают той «мелодической изюминкой, которая на сердце ложится сразу, и в сознании остается надолго».


Александра Пахмутова в Братске со строителями ГЭС

С ее мелодиями начинали свое первое вращение турбины Братской ГЭС, осваивалась целина, из морских глубин возвращались подводные лодки, спортсмены выигрывали олимпийские медали. По праву можно сказать, что песни Пахмутовой стали музыкальным сопровождением жизни Советского Союза. Ее мелодии звучали повсюду – будь то комсомольская стройка или правительственное собрание, летняя Олимпиада-80 или полет первого человека в космос.

Кроме эстрадных песен, Пахмутова написала много произведений в жанре академической, камерной и симфонической музыки, концерты для фортепиано, балеты, сюиты.

Но главными в своем творчестве Александра Николаевна всегда считала песни. Ведь именно они звучали на каждой танцевальной площадке Советского Союза и в каждом доме. Для композитора самое важное – суметь достучаться до сердец своих слушателей. И Пахмутовой это удалось, ее мелодии дарят душевную искренность и человеческое тепло, фальшивых нот в них нет:

  • «Беловежская пуща»;
  • «Трус не играет в хоккей»;
  • «Белоруссия»;
  • «Старый клен»;
  • «Весна 45-го года»;
  • «Нежность»;
  • «Где ты, где ты, отчий дом?»;
  • «Надежда»;
  • «Герои спорта»;
  • «Любовь, комсомол и весна»;
  • «Главное, ребята, сердцем не стареть»;
  • «Команда молодости нашей»;
  • «Знаете, каким он парнем был»;
  • «Как молоды мы были»;
  • «И вновь продолжается бой»;
  • «Птица счастья».

Даже сейчас ее лирические композиции не оставляют равнодушными уже внуков и правнуков тех людей, которые когда-то затаив дыхание слушали их на премьерном показе кино или по радио.

И, конечно же, невозможно представить без музыкального сопровождения Александры Николаевны советские и российские киноленты:

  • «Девчата»;
  • «Сын за отца»;
  • «Три тополя на Плющихе»;
  • «Битва за Москву»;
  • «Рожденная революцией»;
  • «Полынь – трава горькая»;
  • «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя».

За свой уникальный многолетний труд Пахмутова удостоена множества наград – ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, «За заслуги перед Отечеством» I, II, III степеней. Александра Николаевна – почетный гражданин городов Москвы, Усть-Илимска, Волгограда, Магнитогорска, Братска, Луганска.

В 1971 году ей присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1977 – Народной артистки РСФСР, в 1984 – Народной артистки СССР, в 1990 – Героя Социалистического Труда.

Личная жизнь

Музыка помогла Александре найти не только творческого партнера, но и спутника жизни. С молодым поэтом Николаем Добронравовым она познакомилась в 1956 году на Всесоюзном радио. Он декламировал в студии детского вещания свои стихи, а она сочиняла музыку к передачам «Внимание, на старт!» и «Пионерская зорька». Им предложили совместно написать детскую песню. Первой работой этого успешного творческого и семейного союза стала песенка «Лодочка моторная».

А спустя три месяца после премьеры песни Пахмутова и Добронравов стали мужем и женой. Пышной свадьбы у них не было по простой причине отсутствия денег. Мама с сестрой пошили Але розовый костюм, в котором она и пошла в ЗАГС. В знойный августовский день их бракосочетания пошел сильнейший ливень, что молодые супруги посчитали хорошим знаком.

В медовый месяц они поехали в Абхазию к родственникам Пахмутовой, а в первую брачную ночь гуляли по берегу Черного моря, любуясь лунной дорожкой. Александра Николаевна говорила в интервью, что их первый совместный отпуск был достаточно скромным, но самым счастливым в жизни. Молодые супруги дни напролет купались в море и загорали, а вечером тетя Али угощала их национальными блюдами Кавказа и вином.

С той поры прошло больше шестидесяти лет, супруги по-прежнему вместе, счастливы и называют друг друга Алечка и Колечка. Их считают самой крепкой парой в советском искусстве и самой гостеприимной. В их доме часто собирались музыканты и артисты, и все отмечали удивительно теплую атмосферу.

Своих детей у супругов нет, но всю нерастраченную родительскую любовь они дарили детским и молодежным творческим коллективам, с которыми работали и писали для них песни. И также Пахмутова с Добронравовым помогали пробиваться в жизни многим талантливым ребятишкам из неблагополучных семей.

Супруги обожают футбол. Вместе смотрят все матчи сборной России, в национальном чемпионате Александра Николаевна болеет за команду из родного города – волгоградский «Ротор».

Секрет своего счастья видят в том, что вовремя могли уступать, отходить каждый от своих принципов и не придирались друг к другу.

Алечка и Колечка. История любви Пахмутовой и Добронравова

Легенда советской популярной музыки, композитор Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка, который сегодня является частью Волгограда. Музыкальные способности девочки были настолько очевидны, что уже в 3 года родители стали учить ее игре на фортепиано.

Александра Пахмутова, 1930 годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Именно музыка помогла Пахмутовой найти своего «принца» и главного партнёра в творчестве. С молодым поэтом Николаем Добронравовым они познакомились в студии детского вещания на Всесоюзном радио. Пахмутова писала музыку для программ «Пионерская зорька», «Внимание, на старт!», а Добронравов читал в этих программах стихи собственного сочинения. Практически сразу они написали свой первый дуэт, — «Лодочка моторная» — ещё через три месяца расписались в ЗАГСе.

Пышного торжества не устраивали: на это попросту не было денег. На невесте был скромный розовый костюмчик, сшитый мамой. Когда Пахмутова и Добронравов расписывались, в жаркий августовский день вдруг хлынул ливень. Влюблённые сочли это хорошим знаком. В свадебное путешествие уехали к родственникам в Абхазию и провели первую брачную ночь в лунных дорожках Чёрного моря. Как рассказывают в своих интервью Пахмутова и Добронравов, этот отпуск, несмотря на всю его скромность, они считают самым счастливым в жизни. Тётя Александры Николаевны готовила им вкуснейшие кавказские блюда, молодожёны целыми днями купались в море, обсуждали совместные творческие планы… С тех пор были написаны десятки совместных произведений, не устаревающие многие годы хиты («Нежность», «Старый клён», «Беловежская пуща», «Как молоды мы были»), спортивные гимны («Команда молодости нашей» и «Трус не играет в хоккей»), задорные песни («Главное, ребята, сердцем не стареть!»).

Слева направо: композитор Оскар Фельцман, монгольская певица Цэцэгээ Дашцэвэгийн, поэт Николай Добронравов, певица Галина Ненашева, певец Иосиф Кобзон, председатель жюри, композитор Александра Пахмутова, кубинская певица Лурдес Гиль и поэт Роберт Рождественский. III Международный фестиваль молодежной политической песни в Сочи. 1969 г. Фото: РИА Новости/ Б. Елин

Пахмутову и Добронравова считают неразлучным творческим дуэтом и едва ли не самой гостеприимной в советском искусстве парой. В их дом всегда приходили пить чай и музицировать знаменитые артисты, музыканты.

Как рассказывает в своих интервью Лев Лещенко, в доме Пахмутовой и Добронравова всегда удивительно теплая атмосфера, называют композитор и поэт друг друга не иначе, как Колечка и Алечка. Александра Николаевна признаётся, что каких-то особенных рецептов семейного счастья у них с Николаем Николаевичем нет.

Они просто стараются не придираться друг к другу по мелочам и не «принципиальничать». А Добронравов, рассказывая о том, на чём основана их семья, любит цитировать Антуана де Сент-Экзюпери: «Любить — это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Это на самом деле так в их случае. Пахмутова и Добронравов перенесли немало трудностей, но никогда не разобщались и вместе боролись за свое место в искусстве. Однажды они признались в интервью «АиФ», что у них «полно песен, которые запрещали». Не могла пробиться к публике песня, посвящённая ветеранам Первого Белорусского фронта. Цензуре не понравились слова: «Любимцем нашим был маршал Рокоссовский, и лично маршал Жуков повёл нас на Берлин». Как так, как можно называть и воспевать этих военачальников, если у нас есть один герой: Леонид Ильич Брежнев?! Пахмутова звонила «наверх», ругалась, кричала. Придирались не только к словам, но и к музыке. В песне «И Ленин такой молодой» звучали барабаны, был задан бешеный ритм. Чиновники сочли песню «сумасшедшей» и положили на полку на полтора года. Пахмутова отказалась менять даже ноту. И всегда во всех решениях её поддерживал любимый человек, лучший друг и партнёр по творчеству Николай Николаевич Добронравов.

Интересно, что творчество Пахмутовой и Добронравова не только стало основой их собственного семейного счастья, но и вершило личную жизнь других знаменитых артистов. Однажды романтические отношения Муслима Магомаева и Тамары Синявской дали трещину. Тамара Ильинична тогда была замужем за другим человеком и в какой-то момент решила ради Магомаева не разводиться. Тогда Пахмутова с Добронравовым, узнав, что звёзды поссорились, написали две песни. Одну — «Мелодию» — для Муслима Магометовича: «Ты моя мелодия, я твой преданный Орфей». Вторую — «Прощай, любимый» — для дивы Большого театра Синявской: «Весь мир наполнен песней лебединой, прощай, любимый, мой неповторимый». Как рассказывали потом в своих интервью Тамара Ильинична и Муслим Магометович, эти потрясающие мелодии и щемящие душу стихи произвели на них настолько большое впечатление, что Синявская развелась и они с Магомаевым расписались в 1974 году. Всю жизнь легендарная пара считала две эти песни, написанные к их несостоявшемуся расставанию, своими музыкальными талисманами любви.

Глядя сегодня на Пахмутову и Добронравова, трудно поверить, что они женаты более полувека. Они смотрят друг на друга влюблёнными глазами, часами разговаривают, полны творческих планов. Своих детей у знаменитой пары нет, но они считают своими талантливых ребятишек из необеспеченных семей, которым помогают пробиться в жизни.

Николай Добронравов и Александра Пахмутова. Фото: www.globallookpress.com

Александра Пахмутова — биография, информация, личная жизнь

Александра Пахмутова

Александра Николаевна Пахмутова. Родилась 9 ноября 1929 года в пос. Бекетовка Нижне-Волжского края (ныне район Волгограда). Советский и российский композитор, автор песен. Секретарь Правления Союза композиторов СССР (1968-1991) и Союза композиторов России (1973-1995). Народная артистка СССР (1984). Герой Социалистического Труда (1990). Лауреат двух Государственных премий СССР (1975, 1982) и Государственной премии РФ (2014).

Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка, которая ныне является частью Волгограда.

Отец — Николай Андрианович Пахмутов (1902-1983), был партийным работником и при этом очень творческим человеком — играл на фортепьяно, балалайке, скрипке, арфе, конструировал и собирал полупроводниковые устройства, чинил фотоаппараты, столярничал, писал картины маслом и акварелью.

Мать — Мария Амплеевна Пахмутова (1897-1978).

Уже в трехлетнем возрасте Александра сама села за домашнее пианино и стала на слух подбирать услышанные ею мелодии. А в пять лет сочинила свое первое произведение — фортепианную пьесу «Петухи поют». Уникальную музыкальную одарённость девочки заметили педагоги.

В семь лет — в 1936 году — она стала учиться в городской музыкальной школе. В девять лет вместе с отцом в бекетовском клубе на вечере памяти Ленина играла в четыре руки первую часть соль-минорной симфонии Моцарта.

Александра Пахмутова в детстве

Начавшаяся Великая Отечественная война прервала ее занятия в Сталинградской музыкальной школе. С 6 августа 1942 по 1943 год она была в эвакуации в Караганде. Там же продолжила учёбу в местной музыкальной школе (в 1952 году школа, где она училась, была преобразована в Карагандинское музыкальное училище, а ныне это Карагандинский колледж искусств имени Таттимбета).

Осенью 1943 года была принята в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, где занималась по классу фортепиано у педагога М.В. Васильевой и посещала кружок юных композиторов под руководством Виссариона Яковлевича Шебалина и Николая Ивановича Пейко.

В 1948-1953 годах училась в Московской государственной консерватории у профессора Виссариона Шебалина.

В 1956 году закончила аспирантуру с диссертацией на тему «Партитура оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»».

В самом начале карьеры Пахмутова написала одно из лучших своих оркестровых симфонических сочинений — Концерт для трубы с оркестром. Критик немецкого журнала Music und Gesellschaft Карл Фриц Бернхардт в 1957-м отмечал достоинства концерта, мелодика которого показалась ему особенно оригинальной и содержательной.

Другие произведения Пахмутовой для симфонического оркестра: «Русская сюита», увертюра «Юность», Концерт для оркестра, «Ода на зажжение огня», музыка для ансамбля колоколов и оркестра Ave Vita. Это сочинения кантатно-ораториального жанра: «Василий Теркин», «Прекрасная, как молодость, страна», кантаты для детского хора и симфонического оркестра «Красные следопыты», «Отрядные песни». На музыку Пахмутовой в Государственном академическом Большом театре и в Одесском государственном театре оперы и балета был поставлен балет «Озаренность». Чаще симфоническую музыку Пахмутовой играют и издают за границей.

Широкую популярность ей принесла музыка к кинофильмам и творчество в жанре эстрадной песни. Ею написана музыка к кинофильмам «Семья Ульяновых», «Девчата», «Жили-были старик со старухой», «Три тополя на Плющихе», «Закрытие сезона», «Моя любовь на третьем курсе», «Полынь — трава горькая», «Баллада о спорте», «О спорт, ты — мир!», «Битва за Москву», «Сын за отца» и др.

Александра Пахмутова в молодости

На счету композитора около 400 песен, которые были или остаются в репертуаре таких разнохарактерных исполнителей как Людмила Зыкина, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Эдита Пьеха, Валентина Толкунова, Александр Градский, Эдуард Хиль, Тамара Гвердцители, Юлиан, Людмила Сенчина, Валерий Ободзинский, Надежда Бабкина, Михаил Боярский и др.

Также песни Пахмутовой звучали в исполнении Ансамбля Александрова, Хора имени Пятницкого, ансамблей «Песняры», «Самоцветы», «Надежда», «Верасы», «Сябры», «Пламя», группы Стаса Намина и др.

Среди авторов стихов песен Александры Пахмутовой выдающиеся поэты: Лев Ошанин, Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Михаил Львов, Роберт Рождественский, Римма Казакова и др. Но наиболее плодотворным стал творческий союз Александры Пахмутовой с Николаем Добронравовым — поэтом и супругом.

Автор музыки вокального цикла «Созвездие Гагарина», популярных песен («Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Нежность», «Мелодия»).

По песням Александры Пахмутовой можно изучать советскую историю. В ее песнях — судьба страны и судьба народа, память о войне и начале освоения космоса, подвиги летчиков и строителей, романтика путешественников и комсомольцев. И вечные темы — добро и зло, любовь и ненависть. У нее получалось делать из любых, даже идеологических песен настоящие суперхиты. Даже воспевая ленинско-комсомольскую романтику, она (как и супруг) так и не вступила в ряды КПСС. Сама Пахмутова говорила: «Мы никогда не были членами партии, но эффектно сжигать партбилет не стали бы».

Пахмутовой подвластны все жанры и направления — от простенькой бардовской песни до сложной оратории. Она говорила: «Когда-то Джоаккино Россини сказал: «Дайте мне счет из прачечной, и я положу его на музыку». Тогда он пытался этим удивить, а сегодня это уже обычное дело. Мне тоже ничего не стоит завернуть в музыку и счет из прачечной, и статью из газеты, только я не вижу в этом особого смысла».

«Теоретически я за неделю могу любого научить писать песни, в том числе шлягерные, поскольку хорошо знаю технологию. Существуют конкретные средства, которыми можно вызвать так называемый «скандеж», то есть с помощью определенной ритмики и гармонии заставить зал подхлопывать и подтопывать песне, есть приемы, вызывающие у человека желание многократного прослушивания той или иной мелодии, но я считаю использование подобных приемчиков музыкального обольщения нечестным по отношению и к музыке, и к слушателю. Это все равно что сознательно вскружить девушке голову, оставаясь к ней абсолютно холодным», — отмечала композитор.

Александра Пахмутова — один из главных хит-мейкеров советского времени, на ее счету сотни песен, ставших золотым фондом страны.

Знаменитые песни Александры Пахмутовой

«Старый клен» для к/ф «Девчата». Стихи написал Михаил Львович Матусовский. Однажды он принес ей стихи. А Пахмутова сразу сыграла ему мелодию. Она вспоминала: «Там, казалось, от стихов ничего не осталось, но он как песенный мастер почувствовал, что это более песенно, что вот именно эти стихи, более примитивные, наверное, принесут песне какую-то жизнь. И он уступил: сделал подтекстовку, и получилась песня «Старый клен»».

«Нежность» для к/ф «Три тополя на Плющихе». Ее до сих пор наизусть знает вся страна. Интересно, что поначалу Пахмутова отказывалась сочинять песню для «тетки, которая приехала на рынок мясом торговать». Но режиссер картины Татьяна Лиознова уговорила композитора посмотреть фильм. Пахмутова из вежливости пришла, а уходя заявила: «Если я и напишу музыку, то только из-за крупного плана Ефремова». В итоге она сочинила мелодию, пока шла после просмотра ленты от студии Горького до стоянки такси. Стихи к песне написаны Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым. Удивительно, но первое исполнение песни «Нежность» в Колонном зале Дома союзов было абсолютно провальным: Майя Кристалинская ушла со сцены в полной тишине.

«Как молоды мы были» на музыку Пахмутовой и стихи Добронравова появилась в 1976 году, ее исполнил отец русского рока, певец и композитор Александр Градский. Последний говорил: «Я спел ее, когда мне было 26 лет. Это было довольно необычно, поскольку молодой еще совсем человек пел с точки зрения взрослого. Сегодня я ее пою правильнее. И по-другому. А Аля всегда говорит: «Мне интересно, что ты сейчас будешь делать. Я все время слежу, как ты ее меняешь».

«Ты моя мелодия» — эту песню Пахмутова и Добронравов написали специально для Муслима Магомаева, когда он переживал, по словам певца, «романтическую пору своей жизни». Тогда его будущая жена Тамара Синявская стажировалась в миланском «Ла Скала», и он каждый день звонил ей из своего номера в гостинице «Россия». Когда к певцу с новой песней пришли в номер Пахмутова и Добронравов, он сразу же принял ее без изменений, хотя обычно всегда просил авторов что-то поправить «под себя». Через несколько дней была готова студийная запись. Первой ее услышала Тамара Синявская — по телефону в далекой Италии.

«Надежда» была написана с расчетом, чтобы ее пел Иосиф Кобзон. Однако певец отказался от нее. Тогда они послали слова и ноты нескольким исполнителям, в том числе и Анне Герман. Именно в ее исполнении «Надежда» получилась лучше всего и стала классикой. А у космонавтов вошло в традицию слушать эту песню перед полетом.

«Трус не играет в хоккей» — легендарная песня, ставшая хоккейным маршем. Мелодия знакома всем, она звучит во время каждого матча. Кто не знает слова:

Звенит в ушах лихая музыка атаки,
Точней отдай на клюшку пас, сильней ударь,
И все в порядке, если только на площадке
Великолепная пятерка и вратарь!

«До свидания, Москва» — одна из знаменитейших песен Пахмутовой и Добронравова — прощальная песня Олимпиады 1980 года. Песня должна была быть пафосной, торжественной. Супругам заказ властей показался не очень интересным, но в дело вмешалась политика. Пахмутова вспоминала: «За несколько месяцев до начала Олимпиады в Москве в 1980 году нам с Николаем Добронравовым заказали песню с основной темой: «До свидания, Москва, здравствуй, Лос-Анджелес!» Но в это время США решили бойкотировать московскую Олимпиаду в связи с войной в Афганистане, нам предложили написать просто лирическую песню-прощание с Москвой и Олимпиадой».

Со своей стороны Лев Лещенко рассказывал: «Когда записывали на «Мосфильме», Александра Николаевна попросила меня исполнить песню мягко, проникновенно, немного грустно. Но никто не знал, что получится в итоге, — ведь кроме меня пробовались еще и Таня Анциферова, и ансамбль «Самоцветы». Все держалось в строжайшей тайне. Так что окончательный вариант я услышал только на стадионе во время закрытия».

«Я не могу иначе» — песня, написанная в 1982 году, стала визитной карточкой Валентины Толкуновой. Певица вспоминала: «Александра Николаевна мне позвонила, сказала: «Я написала песню, ты должна ее спеть». А Николай Добронравов добавил: «Она для твоего характера, для твоей сути: актерской и женской». Мне очень понравились и музыка, и стихи, но к песне все никак не могла приступить — уж очень много к тому времени накопилось материала. Но зато когда она была исполнена!.. Знаете, есть песни, которые становятся знаменитыми после первого же исполнения. Вот к таким принадлежит и «Я не могу иначе». После премьеры, а это было 8 марта в программе «Голубой огонек», редакцию просто завалили письмами с просьбой повторить песню».

В течение многих лет она являлась председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров. Более двадцати лет, начиная с 1968 года, возглавляла жюри Международного конкурса песни «Красная гвоздика».

С 1968 по 1995 год была секретарём правления Союза композиторов СССР и России.

С 1969 по 1973 год была депутатом Моссовета. С 1980 по 1990 год — депутат Верховного Совета РСФСР, избиралась членом Президиума Верховного Совета РСФСР.

С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь).

В 1976 году её именем была названа и официально зарегистрирована в Планетном центре в городе Цинциннати (США) малая планета № 1889 между Марсом и Юпитером, открытая крымскими астрономами 20 февраля 1976 года.

Именем Пахмутовой назван открытый в 1968 году астероид Pakhmutova.

31 мая 2011 городское собрание депутатов Магнитогорска утвердило в качестве гимна города песню «Магнитка» композитора Александры Пахмутовой и поэта Николая Добронравова.

В ноябре 2019 года было широко отмечено 90-летие Александры Пахмутовой. В Большом театре 10 ноября прошел концерт в честь юбилея Пахмутовой. Поздравить маэстро с 90-летием пришли певцы Лев Лещенко, Александр Градский, Тамара Гвердцители, пианист Денис Мацуев, актеры Евгений Миронов и Сергей Безруков и многие другие. Лично поздравить Александру Пахмутову приехал президент России Владимир Путин, который объявил о присуждении ей высшей награды страны — ордена Андрея Первозванного.

«Песни — как люди, вот судьба под человека: красивый, умный, добрый, все — а счастья у него нет. А другой человек ничего, даже какой-то значительный, и счастливый, и сытый, и все при нем — вот так бывает с песнями», — говорила Пахмутова.

«Нынешней эстраде мешает то, что мешает многому в стране, — все диктуют деньги», — отмечала прославленный композитор.

Александра Пахмутова и Николай Добронравов в программе «Сегодня вечером»

Рост Александры Пахмутовой: 149 сантиметров.

Личная жизнь Александры Пахмутовой:

Муж — Николай Николаевич Добронравов, советский и российский поэт-песенник.

Познакомились весной 1956 года на Всесоюзном радио, в 9-й студии детского вещания. В ту пору Николай Николаевич работал в Московском театре юного зрителя и читал свои стихи в передачах «Пионерская зорька», «Внимание, на старт!», а Александра Николаевна писала для них музыку. С детской песенки «Лодочка моторная» и началась их совместная работа и семейная жизнь.

«На этой лодочке мы и отправились в плаванье по жизни», — шутя говорил Николай Добронравов.

Поженились в августе 1956 года. Пахмутова вспоминала: «6 августа, в день нашей свадьбы, была жуткая жара. Но как только мы подъехали к загсу на такси, полил дождь. Говорят, это к счастью. Мы очень обрадовались… Расписала нас милая женщина в маленькой комнатке. Белого платья у меня не было, и мама с сестрой сами сшили мне костюм — красивый, розовый. А вечером мы уехали в Абхазию».

В свадебное путешествие уехали к родственникам в Абхазию и провели первую брачную ночь в лунных дорожках Чёрного моря. Как рассказывали в своих интервью Пахмутова и Добронравов, этот отпуск, несмотря на всю его скромность, стал самым счастливым в их жизни. Тётя Александры Николаевны готовила им вкуснейшие кавказские блюда, молодожёны целыми днями купались в море, обсуждали совместные творческие планы.

Относительно секрета их семейного счастья Пахмутова говорила: «Мы просто стараемся не принципиальничать и не придираться по мелочам». В свою очередь Николай Добронравов часто вспоминал слова Сент-Экзюпери: «Любить — это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении».

Своих детей у пары нет. Но они считают своими талантливых ребятишек из необеспеченных семей, которым помогают пробиться в жизни.

Александра Пахмутова и Николай Добронравов

В своей жизни они не раз чудом избегали смертельной опасности.

Так было, например, в 1972 году на Олимпийских играх в Мюнхене, когда они входили в советскую делегацию. В один из дней спортивного праздника Пахмутова и Добронравов возвращались из Зальцбурга в Мюнхен. Супруги даже представить не могли, какая опасность им угрожала: 5 сентября террористы захватили 11 членов израильской олимпийской сборной. В тот день смерть пронеслась совсем рядом с Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым. Александра Пахмутова вспоминала: «На Олимпиаде в Мюнхене меня долго провожали домой Добронравов и Рождественский, и мы на полчаса разминулись с террористами».

В мае 2000 года Александра Пахмутова и Николай Добронравов попали в тяжелое ДТП. Авария произошла около деревни Щелканка в трёх километрах от Переславля-Залесского. Водитель автомобиля «ВАЗ-21099», который двигался в московском направлении, пошёл на обгон грузовика и, выехав на встречную полосу, лоб в лоб столкнулся с «Волгой», в которой были Пахмутова и Добронравов. Их доставили в Ярославскую больницу имени Соловьёва. У Пахмутовой была черепно-мозговая травма, у Добронравова — переломы руки и рёбер.

Много лет Александра Пахмутова является болельщицей футбольного клуба «Ротор» (Волгоград).

Фильмография Александры Пахмутовой:

1965 — Семь советских песен (документальный)
1965 — Новогодний календарь
1976 — Мелодия. Песни Александры Пахмутовой (короткометражный)
1979 — В песне жизнь моя… Александра Пахмутова (короткометражный)
1984 — Страницы жизни Александры Пахмутовой (документальный)
1986 — Сибирские адреса ее песен (документальный)
1990 — Монологи о Юрии Гуляеве (документальный)
1999 — Чтобы помнили. Юрий Пузырев (документальный)
2008 — Евгений Светланов. Воспоминание… (документальный)
2009 — Песня остается с человеком. Аркадий Островский (документальный)
2011 — Валентина Толкунова. Буду любить я вас всегда… (документальный)
2012 — Александра Пахмутова. Отвечу за каждую ноту (документальный)
2013 — Бульварное Кольцо — эпизод (нет в титрах)
2014 — Симфония экрана (документальный)

Работы Александры Пахмутовой в кино как композитора:

1957 — Семья Ульяновых
1958 — По ту сторону
1961 — Девчата
1962 — Яблоко раздора
1964 — Жили-были старик со старухой
1967 — Три тополя на Плющихе
1973 — Созвездие Гагарина (документальный)
1973 — Весёлая карусель. Кто пасется на лугу. Фильм 5 (анимационный)
1974-1977 — Рождённая революцией
1974 — Закрытие сезона
1976 — Моя любовь на третьем курсе
1976 — Мелодия. Песни Александры Пахмутовой (короткометражный)
1977 — Диск (документальный)
1979 — В песне жизнь моя… Александра Пахмутова (короткометражный)
1979 — Баллада о спорте (документальный)
1980 — О спорт, ты — мир! (документальный)
1982 — Полынь — трава горькая
1982 — Любимые песни (короткометражный)
1984 — Страницы жизни Александры Пахмутовой (документальный)
1985 — Битва за Москву
1986 — Встречи в субботний вечер (короткометражный) — песня «Мы — молодые» (слова Н. Добронравова)
1989 — Ты помнишь наши встречи… (короткометражный)
1993 — Трагедия века
1995 — Сын за отца
1995 — Великий полководец Георгий Жуков
2006 — Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя
2018 — Крепкая броня

Песни Александры Пахмутовой:

Детские песни Александры Пахмутовой:

Призы, награды и почетные звания Александры Пахмутовой:

Герой Социалистического Труда (29 октября 1990) — за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и плодотворную общественную деятельность;
Два ордена Ленина (6 ноября 1979, 29 октября 1990);
Два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1971);
Орден Дружбы Народов (1986);
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (9 ноября 2009) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (27 декабря 1999) — за большой личный вклад в развитие музыкального искусства;
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (29 сентября 2014) — за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и достигнутые творческие успехи;
2017 год — номинирована на награду за многолетний добросовестный труд и профессионализм в сфере искусства и культуры на церемонии награждения Национальной премии «Великие Люди Великой России» при Правительстве Москвы;
Государственная премия СССР (1975) — за песни последних лет (1971-1974);
Государственная премия СССР (1982) — за музыкальное оформление фильма «О, спорт, ты — мир!» (1981);
Государственная премия Российской Федерации (8 июня 2015) — за выдающиеся достижения в гуманитарной области 2014 года;
Премия Ленинского комсомола (1966) — за цикл песен о молодёжи и комсомоле;
Премия Союзного государства России и Белоруссии за произведения литературы и искусства, вносящие большой вклад в укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между государствами — участниками Союзного государства (10 марта 2004 г.);
Национальная премия общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства (2006);
Премия Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства — за вклад в развитие культуры (2016);
Народный артист СССР (1984);
Народный артист РСФСР (1977);
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1971);
Почётный гражданин Москвы (13 сентября 2000 г.);
Почётный гражданин Волгограда (19 октября 1993 г.);
Почётный гражданин Луганска (1971);
Почётный гражданин Братска (26 августа 1994 г.);
Почётный гражданин города Магнитогорска;
Первый почётный гражданин города Усть-Илимска (9 ноября 1979 г.);
Почётный профессор МГУ (2015);
Орден Франциска Скорины (Белоруссия, 3 апреля 2000 г.) — за активную деятельность по развитию и укреплению белорусско-российских культурных связей;
Российская национальная премия «Овация» в номинации «Живая легенда» (2002);
Премия «Российский Национальный Олимп» (2004);
Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени (РПЦ, 2008);
Орден Святой равноапостольной княгини Ольги I степени (РПЦ, 9 ноября 2014 года);
Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»;
Российская премия Л. Э. Нобеля (Фонд Людвига Нобеля, Санкт-Петербург);
Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»;
Звание «Человек года-2011» по версии «Царицынской Музы».

Прожившие в браке 63 года Александра Пахмутова и Николай Добронравов рассказали о своем медовом месяце в Сибири

Дата выхода: 9 ноября 2019 года.

Канал: Первый канал.

Режиссер: Ирина Крячко.

В фильме снимались: Александра Пахмутова, Николай Добронравов, Надежда Бабкина, Лев Лещенко, Нелли Кобзон, Зара, Александр Градский, Александр Олешко, Мари Карне.

9 ноября Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, композитор, пианистка и автор более 400 песен Александра Пахмутова отмечает свое 90-летие. К ее юбилею Первый канал снял документальный фильм «Александра Пахмутова. Без единой фальшивой ноты», который выйдет в эфир уже в субботу. Участие в нем приняли ведущие представители отечественного шоу-бизнеса из мира музыки. Также в картине снялась сама именинница вместе с мужем Николаем Добронравовым, в браке с которым она живет уже больше 60 лет.

Музыкальный талант Александры Пахмутовой проявился в раннем возрасте: свое первое произведение она, подобно Моцарту, написала в пять лет. Видя одаренность дочери, отец Николай Андрианович сделал все для развития ее способностей. Несмотря на то, что он трудился в конторе на электростанции, в свободное время мужчина играл в кинотеатре музыку для немых фильмов.

Александра Пахмутова

Детство Александры Николаевны пришлось на тяжелейшие для страны военные годы. В одиннадцать лет девочка была вынуждена работать наравне со взрослыми на складе, сортировать белье, привезенное с фронта. В 1942 году ее вместе с семьей эвакуировали в Караганду, где она выступала перед ранеными в госпиталях. Именно тогда у нее появилась мечта — любой ценой стать музыкантом. Народный артист, скрипач и одноклассник Пахмутовой по ЦМШ Эдуард Грач эксклюзивно для фильма Первого канала рассказал, что еще подростком Аля сильно выделялась в классе своим упорством и лидерскими качествами.

Александре удалось осуществить мечту: она попала в класс к знаменитому педагогу Виссариону Яковлевичу Шебалину. Именно он привил ей музыкальный вкус и раскрыл природный дар в полную силу. На сегодняшний день Пахмутовой принадлежит несколько сюит, пьес и концертов. Но больше всего она известна своими эстрадными песнями. Именно по ним можно составить мнение о том, чем жила страна в годы, когда эти мелодии появились на свет. Тут и космическая эра, и кубинская революция, и московская Олимпиада. Композицию «До свидания, Москва!» про олимпийского мишку и сегодня невозможно слушать без слез грусти. А знаменитая «И вновь продолжается бой» знакома жителям страны всех возрастов.

Александра Пахмутова

Как известно, свои песни Александра Николаевна пишет вместе с мужем Николаем Добронравовым. Их история любви — одна на миллион. Поженившиеся в 1956 году, они по сей день вместе, несмотря на отсутствие детей. В фильме Первого канала супруги рассказали, как писали свои произведения и ездили по стройкам электростанций и автомагистралей. Для них это было романтическое время. Примечательно, что на медовый месяц пара отправилась не в заграничную поездку, а в Сибирь, чтобы посмотреть на строительство Братской ГЭС.

Пахмутова и Добронравов не любят пустых разговоров о любви и отношениях. «Пиши красивые стихи, пиши красивую музыку, говори это ему, но не болтай на весь мир!» — наставительно заявила композитор. Среди написанных супругами композиций есть небезызвестная «Мелодия», которую они подарили Муслиму Магомаеву и Тамаре Синявской в трудное для тех время и помогли им сохранить семью. Однако Николай Николаевич признался, что, на самом деле, эта песня — посвящение его любимой жене.

Николай Добронравов и Александра Пахмутова

Съемочная группа Первого канала побывала в доме Пахмутовой и Добронравова. В очень личном интервью муж и жена рассказали, чем они живут сейчас. Александра Николаевна всю жизнь поддерживает молодых талантливых исполнителей. Таких, например, как участница шоу «Голос» Мари Карне. Александра Николаевна и Николай Николаевич столь трепетно относятся к своим произведениям, что на исполнение многих из них нужно спрашивать разрешения. Супруги подсказывают, как верно передать смысл песен. Так, «Песню о тревожной молодости» играли Rammstein в свойственном им стиле, а история «Надежды» стала лейтмотивом спасения жизни человека. В документальном фильме об Александре Пахмутовой согласился принять участие тот самый спасенный человек — Альваро Торо Вега, сын заместителя министра внутренних дел Чили, убитого во время военного переворота Аугусто Пиночета, заявивший, что выжил в тюрьме благодаря этой песне.

Смотрите документальный фильм «Александра Пахмутова. Без единой фальшивой ноты» в субботу 9 ноября в 13:20 на Первом канале.

Творчество Николая Добронравова и Александры Пахмутовой знакомо и любимо не одному поколению советских людей. Их патриотические и лирические песни всегда звучали не только на официальных мероприятиях, на радиостанциях и с экранов телевизоров, но и на народных гуляньях и семейных посиделках. Их исполняли комсомольцы, которые отправлялись на ударные стройки, летчики, моряки, а также спортсмены, демонстрировавшие свое мастерство на соревнованиях и Олимпиадах. Эти песни до сих пор не стареют, потому что слова в них проникают в самое сердце, а музыка очень мелодичная и неповторимая. Биография Добронравова охватывает многие исторические периоды нашей России, найдя отражение в полной коллекции всех его стихотворных сборников.

Тандем поэта и композитора стал не только деловым, но и семейным. Их личная жизнь всегда была наполнена любовью и взаимопониманием, что послужило назвать их союз одним из самых крепких и любящих. За годы супружеской жизни Николай Николаевич и Александра Николаевна так и не воспитали своих детей, но зато вложили много сил и знаний в своих учеников. Несмотря на преклонный возраст, пара и сейчас полна творческих планов и не перестает создавать прекрасные песни.

Детские годы

Будущий поэт родился в 1928 году в Ленинграде. Его многочисленные предки по линии отца были священниками и военными офицерами, входящими в состав белогвардейской эскадры. Его родители поженились в конце 20-х годов, затем они переехали город на Неве, где и появился на свет маленький Коля. Отец, Николай Добронравов, получил профессию инженера и трудился на заводе. Мама, Елена Дорошевская, занималась воспитанием сына и вела домашнее хозяйство. Но вскоре счастье семьи было нарушено: в 1937 года отца арестовали. 9-летний мальчик тогда даже не мог предположить, что видит отца в последний раз. Вскоре пришли и за мамой, но она смогла выжить и вернуться домой через несколько лет. Уже позднее Елена Дорошевская работала в школе учительницей, прожив на свете еще много лет.

Оставшись без родителей, будущий поэт остался под присмотром своих бабушек, которые с детских лет развивали в нем творческие задатки. Мальчик часто ходил на оперу и балет, а также смотрел театральные постановки. В годы войны он попал в детский дом, который был эвакуирован сначала в столицу, а потом в Горький. В 1942 году юноша вновь вернулся в Московскую область, где окончил среднюю школу с золотой медалью. Его тяга к знаниям и развитию была безмерной, неудивительно, что Добронравов сумел получить два диплома. Сначала он поступил в Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко, а через несколько лет прошел обучение в Учительском институте.

Творческая судьба

Получив актерское образование, будущий поэт устроился в театр юного зрителя, где сумел создать на сцене немало заметных персонажей, появляясь как в классических, так и современных постановках. Николай попробовал свои силы и в кинематографе, сыграв в эпизодах таких картин, как «Спортивная честь» и «Возвращение Василия Бортникова». Вскоре в его творческой копилке появились пьесы для детей, увидевшие свет благодаря тандему с Сергеем Гребенниковым. Их можно было услышать на радио, а также увидеть как в кукольном театре, так и на сцене ТЮЗа. Талантливые молодые люди написали также несколько повестей и оперу «Иван Шадрин», музыку к которой сочинил Василий Дегтярёв.

В середине 60-х годов Добронравов занялся литературной деятельностью, выступая в тесном сотрудничестве со своей супругой, композитором Александрой Пахмутовой. Они создали не один десяток песенных хитов, которые обрели популярность не только в нашей стране, но и за ее пределами:

  • «Знаете, каким он парнем был»;
  • «Надежда»;
  • «Нежность»;
  • «Птица счастья»;
  • «Ты моя надежда, ты моя отрада» и другие.

На стихи поэта писали песни разные композиторы, такие как Микаэл Таривердиев, Евгений Мартынов, Арно Бабаджанян, Эдуард Колмановский и другие. У легендарного дуэта Добронравов-Пахмутова есть также и современные песни, написанные в стиле рэп, а также танцевальные. Однако, их творения пока не могут дойти до своего слушателя из-за жестких правил шоу-бизнеса. По мнению самих создателей песен, сейчас молодому поколению просто необходимы высокие нравственные идеалы, которые присутствовали ранее в лучших композициях советской эстрады.

Судьбоносное знакомство

История любви Николая Николаевича и Александры Николаевны привлекает не только их поклонников, но и многих режиссеров, которые успели снять про них документальные фильмы. Сейчас, глядя на звездную пару, трудно представить, что они живут в браке более полувека. Поэт и его жена до сих пор смотрят друг на друга глазами, в которых читается любовь и уважение. О своей личной жизни супруги стараются много не распространяться, рассказывая в многочисленных интервью о творческих планах и новых песнях.

Будущая жена поэта родилась в одном из поселков Сталинграда, но во время войны ее семья жила в Казахстане. Она еще в раннем детстве обладала музыкальным талантом, благодаря чему в 14-летнем возрасте уехала в Москву, где проходила обучение в музыкальной школе при консерватории. Затем Александра стала студенткой консерватории, после окончания которой училась в аспирантуре. Композитор писала разную музыку: для эстрадных песен, оркестра, а также для мультфильмов.

На фото Николай Добронравов и его жена Александра Пахмутова в молодости

Встреча будущих супругов произошла в 1956 году в редакции Всесоюзного радио, где молодой поэт читал свои стихи, а девушка сочиняла музыку для «Пионерской зорьки». Им предложили написать песенку для детей, и вскоре молодые люди представили маленьким слушателем «Лодочку моторную». Первая общая работа сблизила молодых людей, а уже через три месяца они подали заявление в ЗАГС. Медовый месяц молодоженов прошел на побережье Черного моря, в Абхазии. Новоиспеченные супруги тогда были молоды и полны творческих идей, которые они собирались осуществить вместе.

Добронравов и его жена вместе уже более шестидесяти лет, но они совсем не наскучили друг другу, более того, супруги не расстаются ни на миг, называя друг друга ласково Колечка и Алечка. В их семье присутствует всегда теплая и дружелюбная атмосфера, неудивительно, что в их квартире ни на минуту не умолкает телефон, а гости идут друг за другом. Сами супруги не скрывают от публики, что не имеют особых секретов семейного счастья, просто стараются прислушиваться друг к другу и не идти на принципы. Их никогда не обходили стороной проблемы быта и решение хозяйственных вопросов, причем, жена поэта предпочитала заниматься домом сама, а не пользоваться помощью обслуги. Александра Николаевна, как и любая другая женщина, мечтала о материнстве, но дети в их семье так и не появились. Эту нишу она заполнила любимой работой и общением с юными учениками, среди которых было немало детей из необеспеченных семей.

Их творческий союз стал самым талантливым и плодотворным. Советские чиновники постоянно обращались к супругам, предлагая им написать песни на важную тематику. Звездные супруги не спешили вступать в ряды коммунистической партии, хотя их постоянно уговаривали и даже создавали помехи в работе. В связи с этим многие песни Добронравова и Пахмутовой были запрещены, так как чиновникам часто не нравились герои их песен или не устраивала музыка. Супруги перенесли немало трудностей, но благодаря поддержке друг друга смогли выстоять в борьбе за свое место в искусстве.

Интересные факты из жизни Николая Добронравова

  1. С детских лет Николай Николаевич интересовался классикой и имел феноменальную память, благодаря чему будучи 10-летним мальчиком не только прочитал, но и сумел выучить наизусть пьесу «Горе от ума».
  2. Воспитанием будущего поэта занимались бабушки, которые учили его также, как правильно вести себя с представительницами прекрасного пола. Он до сих пор следует этим правилам и идет с женой, находясь от нее чуть в стороне.
  3. Их творчество всегда оказывало сильное впечатление на окружающих, а некоторые песни о любви даже возрождали семейные пары. Так, в свое время союз Муслима Магомаева и Тамары Синявской был на грани распада. Услышав об этом, Добронравов и его супруга написали специально для них песни «Мелодия» и «Прощай, любимый». Эти композиции настолько понравились влюбленным, что они пересмотрели свои отношения и вскоре вновь воссоединились.
  4. Поэт был дружен с такими известными людьми, как Сергей Гребенников, Муслим Магомаев, Евгений Долматовский. Впервые с творчеством Долматовского он познакомился во время войны, когда вместе с другими детьми выступал перед ранеными солдатами в госпиталях. Один раз перебинтованный мужчина спел под аккордеон песню «Случайный вальс», которую, как оказалось, написал Евгений Аронович. Через много лет поэту удалось не только познакомиться с создателем этой песни, но и завести с ним близкую дружбу.
  5. Когда у Николая Николаевича спрашивали, какая из созданных им песен самая любимая, он неизменно давал один ответ: это та, которая еще не увидела свет.
  6. За свою долгую жизнь звездному поэту удалось пообщаться со многими известными людьми и пожать им руки. Среди этих незабываемых встреч он выделяет знакомство с народным артистом СССР – Борисом Добронравовым, который умер прямо на сцене. Также Николаю Николаевичу посчастливилось завести знакомство и пожать руку Юрию Гагарину. Легендарный космонавт познакомил его с другим, не менее великим человеком – Сергеем Королёвым, который вскоре ушел из жизни.
  7. Еще в ранние годы карьеры мэтры советской поэзии приучили начинающего поэта не ставить даты на своих литературных работах, из-за чего сейчас сложно понять, когда было написано то или иное стихотворение Добронравова.

Добронравов и пахмутова биография

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *