Детский сад в Германии

Содержание

Немецкий язык для дошкольников

Показаны публикации 1-10 из 34.
Все разделы | Немецкий язык для дошкольников

Новое

Видео «Использование загадок-договорок на занятии по английскому или немецкому языку для детей дошкольного возраста»

Использование загадок-договорок на занятии по английскому или немецкому языку для детей дошкольного возраста. Хороший способ показать свою эрудицию для ребенка проявляется в загадках. На слух детям нравятся загадки в стихотворной форме. Загадки-договорки для изучения…

Конспект занятия по немецкому языку «Играем вместе с королевной» для детей старшего дошкольного возраста Занятие №10 по немецкому языку на тему «Играем вместе с королевной» для детей старшего дошкольного возраста. Цель: формирование элементарной немецкоязычной коммуникативной компетенции в ситуации общения «Действия» для детей дошкольного возраста. Задачи Образовательные: -начать…

Немецкий язык для дошкольников — Фотоотчёт о театральной постановке на немецком языке «Маленькие мышата ищут друзей»

Публикация «Фотоотчёт о театральной постановке на немецком языке «Маленькие…» Фотоотчёт театральной постановки на немецком языке «Маленькие мышата ищат друзей» Ежегодно наш детский сад «Чебурашка» участвует в районном конкурсе постановок «Жар-Птица»Мероприятие реализуется при поддержке Ассоциации общественных объединений «Международный союз немецкой…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия по ФЭМП с интеграцией немецкого языка «Форма и величина» во второй младшей группе Составила Тухфатуллова Гузель Рифкатовна воспитатель 1 категории Интеграция образовательных областей:Познавательное развитие,социально- коммуникативное развитие(языковая компетенция(немецкий язык, физическое развитие Задачи: · Продолжать упражнять в сравнении предметов по…

Сценарий празднования католической Пасхи «Oste» на немецком языке (2018 г) Цели: — развивать интерес к немецкому языку; — воспитывать уважение к культуре другого народа. Предварительная работа: — показ детского фильма, о истории возникновении этого праздника : » Детская библия- ПАСХА»; — знакомство детей с традицией празднования Пасхи в…

Консультация для родителей «Обучение детей немецкому языку в ДОУ» Многих родителей волнует именно этот вопрос: «Когда?» В пять лет? В семь? В три года? А может, пораньше? Есть и откровенные противники раннего обучения (раннее — имеется в виду обучение в дошкольном возрасте. Существует мнение, что иностранный язык в дошкольном возрасте «сбивает…

Немецкий язык для дошкольников — Конспекты занятий по немецкому языку «Знакомство» и «Животные»

Статья «Конспекты занятий по немецкому языку «Знакомство» и…» Немецкий язык для детей Введение материала по теме «Знакомство»🤝 Цель: познакомить детей с немецкими фразами Hallo! Ich heie. Guten tag! Tschu! Задачи: Образовательные: формировать представления детей об иностранном языке. Развивающие: развивать память, воображение,…

Занятия по немецкому языку в старшей группе ДОУ «Знакомство с названиями животных нашего региона» Цели и задачи: · Развитие у детей этикетной функции общения на русском и немецком языке · Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «животные» · Развитие у детей умений слушать и понимать информацию и реагировать на неё · Закрепление в речи словесных конструкций…

Занятие по немецкому языку «Meine Familie, meine Freunde und ich» Цель урока: Активизация лексических единиц по теме “Meine Familie, meine Freunde und ich”. Задачи урока: I. Образовательные: активизировать в речи детей лексические единицы по теме, развивать навыки монологической речи по теме, закрепить изученный материал в песенках и…

Разработка занятия по немецкому языку в группе раннего (дошкольного) обучения «Кто и какой. Качества и свойства» Цели: -активизация речевых образцов: «Ist das Mieze? Ja, das ist Mieze. Nein, das ist Bello. Ich bin Mieze. Was macht Mieze? Wie ist Mize?” — введение прилагательные : groβ, klein. Задачи урока: I. Практические: активизировать в речи детей лексические единицы, развивать…

Страницы: 2 3 4

Дети – это будущее нации. Именно по этой причине немцы много внимания уделяют воспитанию самых юных членов общества. И вовсе не случайно первые дошкольные заведения для детей появились именно в этой стране с легкой руки немецкого педагога Фридриха Фебеля. При этом сегодня детские сады в Германии, вернее, их нехватка, являются чрезвычайно актуальной социальной проблемой, решить которую государству пока не удается. Итак, попытаемся разобраться, как устроены, каких принципов придерживаются дошкольные учреждения в Германии и как правильно выбрать садик.

Разновидности детских садов

Первый сад для малышей появился в стране в 1840 году. Именно тогда известный немецкий теоретик дошкольного воспитания Фридрих Фебель вместе с группой единомышленников разработал систему занятий, в основе которой были песни, игры, общение с окружающей средой и другими детьми. Термин «сад» тоже был придуман им. В нем заложено представление немецкого ученого о ребенке как о молодом деревце, нуждающемся в уходе и заботе. Так все дошкольные учреждения стали называться «детскими садами».

Система дошкольного воспитания существует уже более 170 лет. Однако проблема недостаточного количества мест для малышей сегодня стоит очень остро.

Несмотря на то что в результате реформы, проведенной в 2013 году, в стране открылось еще 4 тысячи детских садов, родители продолжают участвовать в гонке за свободные места, которая обычно начинается в феврале.

Все дошкольные учреждения Германии можно разделить на три типа:

  • государственные – финансируются федеральными властями. Объем выделяемых средств в разных регионах может отличаться;
  • частные – открываются отдельными лицами, иногда могут содержаться за счет добровольных взносов родителей;
  • католические – создаются при костелах, дают детям азы религиозных знаний.

Все детские сады Германии и другие дошкольные учреждения можно условно разделить на несколько групп:

  • ясельные группы – для детей до трехлетнего возраста (Kinderkrippen);
  • так называемые дневные мамы для детей такого же возраста (Tagesmutter);
  • детские сады для малышей в возрасте от 3 до 6 лет (Kindergärten);
  • игровые группы – Spielgruppe;
  • няни – Babysitter.

Возраст, с которого детей берут в ясли, определяется администрацией заведения. Это может быть и 1 месяц, но чаще 3 или 6 месяцев. Группы формируются по 6-8 человек. Однако, учитывая нехватку мест, количество малышей иногда может быть больше.

Что касается персонала, то все зависит от возрастной категории детей: в среднем на двух малышей в возрасте до года приходится один сотрудник.

Дневные мамы организовывают частные детские сады у себя дома. График посещения здесь отсутствует – все зависит от того, какие договоренности будут достигнуты с родителями. Обычно к услугам таких воспитателей немецкие семьи прибегают пару раз в неделю. До недавнего времени в роли дневной мамы могла выступить любая женщина, у которой есть свободное время. С 2006 года им вменили в обязанность прохождение педагогических курсов.

Непосредственно детские сады принимают детей с трех до 6 лет. Их можно разделить на несколько видов по принципу посещения:

  • частичные визиты – пребывание малыша в саду приходится на период времени до обеда или после него;
  • продленные утренние часы – ребенок находится в саду с утра, обедает, а потом родители его забирают;
  • полный режим дня.

В игровых группах дети встречаются один или два раза в неделю всего на пару часов. В это время педагоги занимают их различными играми, разучиванием песен и танцев. Чаще всего это сопровождается вкусным застольем, которое организовывают сами родители.

В Германии редко можно встретить ребенка, посещающего какое-то одно учреждение – чаще встречается комбинированная организация детского досуга.

Что касается нянь, то ими в Германии может работать кто угодно – иметь педагогическое образование для этого вовсе не обязательно. Чаще всего услуги бебиситтера требуются в том случае, если родителям необходимо отлучиться, а оставить детей не с кем. Очень популярной здесь является программа Au-pair, по которой в дом берут молодых людей из Восточной и Центральной Европы, желающих подзаработать и пожить в немецких семьях.

И хотя посещение детского сада в Германии не является обязательным, право на это получает каждый малыш при достижении им трехлетнего возраста. Отличительной чертой воспитания юного поколения является отсутствие у взрослых стремления начать забивать им головы всевозможными знаниями как можно раньше: немцы полагают, что учить малышей будут в школе, а задача воспитателей на ранних этапах – развить у ребенка мышление, помочь ему научиться принимать решения, привить любовь к прекрасному, к спорту. По этой причине к школе ребенок подходит без особых знаний арифметики или письма, зато с полным восприятием себя как личности и гражданина.

Как построена система воспитания в садах

Концепций воспитательного процесса в немецких дошкольных учреждениях довольно много. Все они базируются на целях, которые ставит перед собой педагогический коллектив, и на качествах, которые планируется развить у ребенка. Вот несколько из них:

  • Методика воспитания по системе Монтессори. Основной ее принцип – «Помоги мне сделать это самостоятельно». В таких садах детям не навязывают модели поведения, не давят на них гендерным признаком (например, «ты же мальчик»), не заставляют делиться игрушками (это дает ребенку понимание своих и чужих границ). Каждый ребенок может сам выбрать, сколько будет длиться занятие и в какой форме оно будет проходить. Вмешательство воспитателя в образовательный процесс происходит только в том случае, если об этом его просит воспитанник.
  • Особенности детских садиков Германии такой направленности базируются на принципе самостоятельности и полной свободы воспитанника. В таких садах малыши решают сами, что они будут делать, в какие игры играть, когда спать, а когда кушать. Правила в детском саду устанавливаются самими детьми в ходе специальных конференций. В таких учреждениях акцент делается на развитие творческих способностей, проведение экспериментов, организацию экскурсий на природу.
  • Waldkindergarten – сады, расположенные в лесу. Такой вид дошкольного учреждения пришел сюда из Скандинавии. Данная организация воспитательного процесса позволяет детям много времени проводить на свежем воздухе, в окружении природы. Здесь они изучают деревья, различные растения, мастерят своими руками поделки из подручных материалов. Все это призвано привить бережное отношение к окружающему миру.
  • Bauernhofkindergarten – детский сад при крестьянском дворе, ферме. Учреждения такой направленности воспитывают у подрастающего поколения любовь к животным и физическому труду. Здесь дети в силу своих возможностей помогают выращивать овощи, ухаживать за животными.
  • Reggio-Kindergarten – данная концепция берет начало в итальянском городе Режио-Эмилио. Детский сад имеет вид города с главной площадью и улочками, ведущими в разные зоны. Воспитателем в нем является непосредственно сама городская среда. По утрам все воспитанники и их наставники собираются в холле, обсуждают планы на день, распределяют обязанности и расходятся выполнять поставленные задачи.
  • Интеграционные учреждения – совместные группы для полноценных детей и малышей с какими-либо отклонениями. Это позволяет детям воспитывать в себе терпимость и уважение.

Подбираем детский сад для малыша

Чаще всего немецкие родители не имеют возможности выбрать детское учреждение на свой вкус – предпочтение отдается тем из них, которые расположены неподалеку от дома. Но если им предложат место в другом конце города, тоже не откажутся.

Посещение детского сада не привязано к месту проживания или регистрации в стране. Вы можете отдать ребенка туда, куда считаете нужным, или туда, где просто найдется свободное место.

Получить информацию об этом можно в мэрии города или обратившись непосредственно в дошкольное учреждение.

Чтобы понять, подойдет ли выбранный сад вашему малышу, обязательно запишитесь на ознакомительный день. Еще до принятия решения вы получите ответы на следующие вопросы:

  • где расположено учреждение, сколько времени займет дорога к нему;
  • сколько времени малыш сможет проводить в саду;
  • какой распорядок дня;
  • включено ли питание;
  • какой методики придерживаются;
  • сколько будет стоить посещение детского сада.

Если все понравится, придется заполнить несколько документов, чтобы данное место закрепили за вами. Будьте готовы к тому, что понадобится предоставить информацию о заболеваниях, перенесенных ребенком, необходимости принимать в течение дня какие-либо медикаменты, а также приложить справку от доктора, что посещение детского сада по медицинским показателям разрешено.

Во сколько обойдется пребывание ребенка в детском саду

Плату за пребывание малыша в группе каждый детский сад устанавливает индивидуально. Она может зависеть от нескольких факторов:

  • города, в котором расположено дошкольное учреждение;
  • количества детей в группе;
  • количества детей в семье;
  • формы финансирования – государственная или частная;
  • продолжительности пребывания;
  • наличия завтрака или обеда.

Так, детский сад в Берлине обойдется дороже, чем в Бремене.

Семьи, которые очень хотят отдать своего малыша в частное учреждение, но не имеют для этого финансовых возможностей, могут попросить помощи у местных властей. Случается, что часть расходов берет на себя муниципалитет.

Кроме того, многие сады частной формы собственности практикуют индивидуальную оплату, исходя из уровня дохода семьи. Такой подход создает полную неразбериху в вопросе оплаты услуг детских садов: в результате одну группу могут посещать дети, чьи родители делают взносы в разном объеме.

В целом же в 2019 году стоимость может колебаться от 0 до 1000 евро. Причем самыми дорогими окажутся ясли. Приведем примерную смету затрат в месяц:

Учреждение Стоимость
Ясли 4-5 часов — 250-450 евро
5-6 часов – 300-600 евро
7-8 часов – 400- 800 евро
Частный детский сад на полный день До 1000 евро (иногда чек может превышать эту сумму)
Государственный сад До 6 часов – 22 евро за одного ребенка
До 7 часов – 28 евро
До 10 часов – 63 евро
Свыше 10 часов – 72 евро

Такая разница в оплате за ребенка до трех лет и более старшего возраста обусловлена тем, что малыши нуждаются в большем уходе, ведь они еще не могут самостоятельно умываться, кушать, одеваться. Да и деваться родителям особо некуда – если малыша нужно с кем-то оставить, они согласны на любую сумму.

Подведем итоги

Хотя Германия является родоначальницей дошкольного воспитания, сейчас мест в детских садах страны недостаточно, чтобы удовлетворить потребности всех семей. По этой причине здесь функционируют разные типы дошкольных учреждений, которые позволяют немцам комбинировать варианты досуга ребенка в их отсутствие. Например, утром малыш может находиться в детском саду, после обеда его отвозят к “домашней няне”, а вечером он находится под присмотром бебиситтера.

Кроме того, у немецких родителей есть возможность выбрать детский сад с определенной концепцией воспитания. Они могут отдать предпочтение системе Монтессори или устроить ребенка в садик при крестьянском дворе. Выбор учреждения зависит, в основном, от занятости родителей и от того, какие качества они хотят привить своему чаду.

Дошкольное образование в Германии

Дошкольное воспитание в Германии имеет более чем 200-летнюю традицию

Его возникновение связывают с появлением гражданской концепции семьи во второй половине ХVIII века. Ядро концепции—стимулирование внутрисемейного климата, поддержание тёплых отношений прежде всего между матерью и ребёнком. «Семья», «детство», «мать», «отец» находились в центре этой концепции.

По мере развития промышленности в Германии и увеличивающейся занятости родителей на производстве, начиная с ХIХ века, открываются первые детские сады для детей младшего возраста.

Их основная задача—присмотр за детьми, пока их родители заняты на работе. О педагогической поддержке детей речь пока не велась. Для буржуазии открывались специальные учреждения по подготовке их детей младшего возраста к школе.

Открытые в 1840 году по инициативе немецкого педагога Ф.Фрёбеля (1782-1852) первые воспитательные учреждения для детей младшего возраста стали называться детскими садами. Концепция о педагогических основах игровой деятельности с детьми в таких садах рассматривалась им вначале как модель для матерей и не предполагала создания специального детского сада.

Однако вскоре его идеи гармонии духа и тела, свободы и самодеятельности малышей оказались столь привлекательными, что на протяжении ХIХ века появились детские сады как в самой Германии, так и за ее пределами. Субъектами их создания изначально стали церкви и общественные коммунальные учреждения, общины, объединения, благотворительные организации.

В 1933 году развитие детских садов приостановилось.

Во времена Третьего Рейха на смену различным благотворительным организациям, под патронажем которых находились многочисленные детские сады, пришли так называемые «народные благотворительные организации» национал-социалистов А.Гитлера. Из-за женской безработицы закрылись многие детские сады.

После окончания Второй мировой войны дошкольное воспитание в ФРГ и ГДР пошло по разным направлениям.

ФРГ продолжила традиции дошкольного воспитания, существовавшие в период Веймарской Республики (1922—1933). К примеру, принятый в 1952 году закон о молодёжной благотворительности полностью совпал с аналогичным законом 1922 года.

В законе о детях и молодёжи в 1990 году было сохранено положение о том, что субъектами, отвечающими за деятельность детских садов, остаются церковные, общественные и другие благотворительные организации.

Проблемы дошкольного образования всегда оставались приоритетными для общественности ФРГ.

Так, в 60-е годы, одновременно с началом школьной реформы, в стране прошла дискуссия о важности дошкольного воспитания в подготовке детей младшего возраста к школе, подробно обсуждались компенсаторские возможности воспитания в детском саду, особенно для детей из социально неблагополучных семей.

Тем более, что и за пределами Германии в этот период проходила дискуссия о возможном начале школьного обучения детей с 5 лет. Но все это осталось на уровне дискуссий, хотя детские сады получили в ФРГ значительный импульс в динамике своего развития. К примеру, если в 1960 году места в детских садах гарантировались только для 30 % детей от 3 до 6 лет, то в 1994 году (после объединения Германии)—уже для 70 %. Сразу же оговоримся, что такое увеличение мест в детских садах стало следствием присоединения тех детских учреждений, которые имелись в бывшей ГДР. Здесь степень обеспеченности яслями и детсадами увеличилась с 20,5% в 1950 году до 94% в 1988 году. Расходы по их содержанию государство, в основном, брало на себя.

В соответствии с законом о детях и молодёжи, принятым 26.06.1990г., на всю территорию Германии после её объединения распространилось правовое регулирование деятельности детских яслей и садов. На основании этого закона все земли ФРГ издали свои собственные, впоследствии вновь уточнённые на базе закона о помощи детям и молодёжи, принятого от 27.07.1992 г.

К дошкольной области в ФРГ относятся все детские учреждения для детей младшего возраста, находящиеся в компетенции деятельности любых общественных институтов, принимающих детей с трёх до шести лет (до поступления в школу).

Дети до трёх лет могут посещать детские ясли или разновозрастные (смешанные) группы (altersgemischte Gruppe) в детских садах от трёх до шести лет. В некоторых землях (главным образом, новых) создана, а точнее, сохранена (ещё со времён ГДР) возможность отдавать детей в детские сады с четырёх месяцев. По вышеназванному закону дети воспитываются в группах. Воспитателем группы назначается лицо с высшим педагогическим образованием, а помощник воспитателя—няня—со средним или начальным педагогическим образованием.

В соответствии с законом о помощи детям и молодёжи от 1996 года перед учреждениями дошкольного воспитания ФРГ поставлена задача развивать у детей самостоятельность, ответственность перед обществом, обслуживать, образовывать и воспитывать их. Дошкольное учреждение должно компенсировать недостатки семейного воспитания, предоставлять детям наилучшие условия для их развития. Благодаря играм и другим занятиям с детьми они вводятся в мир групповой деятельности в целях подготовки к обучению в школе.

Для образования детей, в интересах их подготовки к школе в старших группах определяются необходимые предметы для обучения в виде уроков на неделю. Для развития детей трёх-шести лет предусматриваются различные виды деятельности по стимулированию их нравственных и физических качеств, эмоций и социальных переживаний, самостоятельности, для привыкания к режиму дня, привития основных правил гигиены.

Немецкие педагоги, руководствуясь соображениями профессиональной свободы, исходя из собственной мировоззренческой, духовной, религиозной и педагогической направленности, организуют работу с детьми и их родителями.

В последнее время в дошкольном воспитании Германии многое делается для совершенствования программно-методического обеспечения.

Здесь центральной является задача ситуативно-обусловленного социального обучения. Ставится важнейшая цель: сделать детей способными к автономным, компетентным действиям, особенно в важнейших для них жизненных ситуациях. Это не исключает регулярные наблюдения педагогов за развитием детей, встречи с их родителями. Игровые занятия остаются основным методом работы с детьми младшего возраста. Кроме федеральной педагогической концепции воспитания дошкольников, в Германии имеют место вальдорфские и монтессоровские детские сады, работающие на основе собственных концепций и методов.

В детских дошкольных учреждениях Германии не предусматривается выставление оценок за выполнение детьми различных заданий. Все проблемы развития детей решаются с родителями и с самими детьми в группах.

Для подготовки пятилетних детей к школе, по желанию родителей, в некоторых землях открываются подготовительные классы (Vorklassen). Занятия в них проводятся в виде игр, на добровольной основе и не дублируют программу первого учебного года в начальной школе.

Детские сады при школах принимают детей, достигших шести лет, но не готовых по тем или иным причинам посещать школу.

Подготовительные классы с пятилетками организационно связаны с начальной школой. Цель работы детского сада с шестилетками при школе в том, чтобы создать предпосылки для здорового, нормального развития сознания, воли, чувств своих воспитанников. Эта цель достигается благодаря индивидуальной работе по стимулированию способностей, физическому воспитанию, пробуждению и развитию произвольного внимания таких детей.

Особое значение придаётся в контексте рассматриваемой проблемы обучению детей с физическими и умственными особенностями. Дети с особенностями в развитии посещают так называемые поддерживающие детские сады (Förderkindergärten). В интегративные детские сады (integrative Kindergärten) принимают детей здоровых и с отклонениями от нормы.

В качестве альтернативных структур дошкольного образования в Германии можно назвать частные формы, когда возможно воспитание детей (от одного до нескольких человек) в отдельных частных квартирах на дому.

Таким образом, приоритетным направлением дошкольного воспитания в Германии остаётся свобода субъектов, в ведении которых находятся детские дошкольные учреждения. В их основе — принципы гуманизма, единства национального и общечеловеческого, педагогической свободы воспитателей.

При этом в будущей трансформации дошкольного воспитания Германии важнейшими тенденциями по-прежнему остаются воспитательная ситуация, цель воспитания и воспитательный процесс.

М. Арсеньева

О детских садах в Германии

Немецкие детсады (Kindergarten) делятся на две группы: частные и смешанные. В последнем случае одним из совладельцев являются органы местного самоуправления (город или община).

Кстати, знаете ли вы, что немецкое слово Kindergarten (по-русски «киндергартен») — одно из немногих немецких слов, перешедших из немецкого языка в английский, и несет то же самое значение? Точно так же как русское слово «тройка» было заимствовано англосаксами и означает группу из трех человек или трех участников.

Помимо детских садов есть также надомный присмотр за детьми. Это когда какая-нибудь неработающая мама собирает у себя нескольких чужих детей. Она присматривает за ними, кормит, играет и гуляет, пока их родители работают. Естественно, не бесплатно.

Это может показаться странным, но в Германии, как и в России существует нехватка мест в детских садах. Это при том, что население Германии сокращается, в том числе сокращается доля молодежи. Лишь несколько лет назад государство и земли обеспокоились этой проблемой и развернули несколько программ по строительству новых детских садов. Сейчас ситуация с нехваткой мест улучшилась, но все еще далека от разрешения.

Детей в детские садики берут с трех лет. Есть в Германии также и ясли (Kinderkrippe), где находятся дети в возрасте от двух до трех лет, но они мало распространены (по сравнению с детсадами). Заявление на получение места в детский садик подается заранее, но обычно за полгода-год до достижения ребенком трех лет. Несколько лет назад было более экстремально: заявление подавалось сразу после рождения ребенка. Родители могут послать заявления в различные детские садики. Количество подаваемых одной семьей заявлений не ограничивается. Нет также и привязки к месту жительства, но большинство родителей предпочитают выбирать детсад поближе к дому.

В первую очередь места предоставляются семьям, где оба родителя работают. Часть мест зарезервирована за разного рода социальными группами (матерями-одиночками и т.п.). Затем места получают те семьи, где работает только один из родителей. В конце очереди стоят семьи, где оба родителя не работают. Если вам пришло согласие (Zustimmung) от двух или более детсадов, то вы сами выбираете, куда поведете своего ребенка. Во все остальные детсады вы можете, но не обязаны, сообщить о своем отказе от места. Правила хорошего тона требуют все-таки сообщать. Не думаю, что кто-то надорвется, нажав пару кнопок сотового телефона. Тогда ваше место передается следующему из списка ожидания.

О случаях получения мест в детских садиках за взятки мне никогда слышать не приходилось. Но это не значит, что в Германии нет неформальных путей решения проблем. Называется это средство по-немецки витамин «Б» (Vitamine „Bekanntschaft“) или витамин «Знакомство» по-русски. Мне известны случаи, когда директора детсадов брали, в обход общих правил, детей своих родственников, друзей и хороших знакомых.

Детские сады в Германии платные. Размер оплаты зависит от земли. Более того, даже в разных частях одной земли она может быть различной. У нас, в Нижней Саксонии, плата за детский садик одна из самых высоких в Германии и составляет 250 евро в месяц. Это на полный день. На неполный день с обедом – 150 евро, без обеда – 100 евро. Кроме этого родители еще платят дополнительно за питание (Essensgeld), что составляет где-то 30-50 евро в месяц. За последний год пребывания ребенка в детсаду платит государство, т.к. считается, что в этом году у семьи и так большие расходы, связанные с подготовкой ребенка к школе. Это новшество было введенно всего лишь несколько лет назад. Никаких дополнительных сборов с родителей, как это широко распространенно в России, в немецких детских садиках не существует. В Баварии же детские садики одни из самых дешевых в Германии, а в Берлине – бесплатные (родители платят только за питание).

Семьи, которые не получают никаких социальных пособий от государства или земли, платят за все сами. За семьи с низкими доходами или семьи, где оба родителя безработные, частично или полностью платят государство или земля. Это не распространяется на питание. Здесь родители должны сами изыскать средства. Если ребенок часто пропускает детский садик из-за болезней, то никакого перерасчета и возврата денег за пропущенные дни в Германии нет.

Типичная численность детей в одном немецком детсаде составляет 75-100 человек. Как правило, они разделены на группы по 15-25 человек. На каждую группу приходится по два воспитателя. В Германии в дошкольных учреждениях нет разделения детей по возрастам. В этом плане все группы являются смешанными, т.е. в них соеденены вместе дети от трех до шести лет. На мой взгляд, сделано это по экономическим соображениям. Содержание детских садов со смешанными возрастными группами обходится дешевле, чем с группами, сформированными на основе разделения по возрастам, как это было в СССР. Хотя официальное объяснение утверждает, что так лучше для психологического развития ребенка. Сомневаюсь.

Дело в том, что основное внимание воспитателей сосредоточено на детях 3-4 лет, а старшие дети, особенно шестилетки, по большей части предоставлены сами себе. К тому же, младшие тянутся к старшим, а когда те переходят в школу, то у младших рвутся сформировавшиеся эмоциональные связи. С малышами же им уже неинтересно, т.к мир 5-6 летки значительно отличается от мира 3-4 летних детей.

Другая особенность, которая бросилась мне в глаза, это то, что в детском саду дети разных рас и национальностей играют с друг с другом, не обращая внимания на отличия в цвете кожи, форме носа и т.д.. Но по мере взросления ситуация меняется. В старших классах школы дети, как правило, разбегаются по национальным группам. Немцы предпочитают тусоваться с немцами, турки с турками, русские с русскими, поляки с поляками и т.д.. Я думаю, что дети учатся обращать внимание на расовые и национальные отличия у своих родителей. Лишь немногие немецкие юноши и девушки, которые, как правило, сами происходят из смешанных семей, продолжают активно общаться со своими друзьями-«ненемцами». Причем, что интересно: это общение часто принимает форму парень-немец дружит с русской девушкой. А вот пар наоборот я никогда не встречал. Для меня до сих пор это остается неразгаданной загадкой.

Внешний вид и внутренняя структура немецких детсадов отличается от того, что было в СССР. Я ходил в детсад в советское время. Как выглядят современные российские дошкольные учреждения не знаю. Так вот, мой советский детский садик был большим двухэтажным зданием, выстроенным в форме буквы «Н». Он имел большую зеленую территорию с несколькими хорошо оборудованными детскими площадками.

Немецкий детский садик — это, как правило, одно-, реже двухэтажное вытянутое здание (один корпус, реже два) с территорией, которая значительно уступает по размерам территории советских детсадов. Как правило, детские площадки покрыты травяным ухоженным газоном и имеют песочницы, горки, лесенки, качели и т.д.. Но. Мне также приходилось видеть детсады, на территории которых не было ни травинки. Просто голая земля. Малейший дождь — и площадка превращается в грязь. Жара — на площадке стоит пыль. И во всем этом копошатся дети.

Внутри садика каждая группа имеет свое помещение (Raum) и свой туалет. В этих комнатах дети играют, едят и занимаются всякой всячиной. Игрушек в детских садиках мало. Как правило, дети приносят свои собственные игрушки из дома. В большинстве садиков послеобеденного сна нет. Если ребенок хочет спать, то в одном из углов комнаты для этого прямо на пол постелены тонкие матрасы или толстые одеяла. Там ребенок может прилечь, а вокруг могут продолжать бесится его одногруппники. Лишь некоторые детсады имеют отдельные комнаты для сна, которые располагаются либо рядом за стеной, либо на втором этаже. Но и там дети спят на матрасах, постеленных на пол. Раскладушек или кроватей нет.

Некоторые детсады имеют также общий актовый зал. Столовых в немецких дошкольных учреждениях нет. Когда приходит время завтрака или обеда дети расставляют столики, составленные до этого вдоль одной из стен, и накрывают на стол. Почти всегда они делают это самостоятельно. Также дети сами убирают посуду после себя. Питание в немецких детсадах двухразовое (при полном дне): завтрак и обед. Зачастую на завтрак дети кушают то, что принесли с собой из дома. Подавляющее большинство немецких детских садов своей собственной кухни не имеют. Еду туда привозят, а в детсаде ее только разогревают. Поэтому и поваров в немецких дошкольных учреждениях почти нет. Вместо них работают люди без какого-либо кулинарного образования, т.е., фактически, это может быть любой здоровый человек. Роль раздевалок выполняют небольшие, тесные комнаты, в которых дети и вешают свою верхнюю одежду на крючки. В советских детсадах, каждый ребенок имел свою собственную кабинку для одежды и уличной обуви.

Я помню как в моем советском детском садике нас учили рисованию, лепке из пластилина, аппликации и т.п.. В Германии такого нет. Здесь дети тоже рисуют, лепят и т.д., но воспитатели, в лучшем случае, могут что-то подсказать ребенку, или поправить. Целенаправленного же обучения нет. Главная функция воспитателей заключается в присмотре за детьми. Лишь немногие немецкие дошкольные педагоги стараются заниматься развитием и воспитанием детей.

По моим наблюдениям, где-то половина воспитателей относится к выполнению своих обязанностей чисто формально. Общение с коллегами им гораздо интереснее, чем работа с детьми. Так, в детских садах периодически проходят тесты, целью которых является оценка уровня физического, умственного и психологического развития ребенка. Если ребенок показывает низкие результаты, то воспитатели ставят в известность родителей и специальную службу (Frühförderungsstelle), которая занимается сопровождением таких детей, чтобы к школе выправить уровень развития ребенка. Сотрудники этой службы рассказывали мне, что на результаты данных тестов полагаться нельзя. Есть дети, которые не будут делать то или иное задание или выполнят его сознательно плохо, если не понимают, зачем это надо делать или если оно для них скучное. Многие воспитатели в подобных ситуациях просто отмечают задание как невыполненное или выполненное слабо, вместо того, чтобы просто повторить задание в интересной для ребенка форме.

В немецких детских дошкольных учреждениях нет врачей, медсестер или детских психологов.

В Германии дошкольной подготовкой детей в детских садиках не занимаются. Шестилеток водят один раз в неделю на один час в начальную школу (Grundschule), где их знакомят со школой и где они сидят в отдельном классе, рисуя или играя.

Подготовка к переходу в школу начинается в пять лет. По достижении этого возраста родители отводят ребенка к педиатру на предварительное обследование перед школой. Врач проверяет физическое, умственное и психологическое развитие ребенка. В шесть лет ребенка ведут на так называемую предшкольную комиссию, где ребенка проверяют при помощи разных нехитрых тестов. Может ли он различать цвета и форму предметов, выполнять несложный счет и т.п.. Также проверяется его физическое развитие. Если комиссия дает положительное заключение, то это уже пропуск в школу. Для тех детей, которые показали слабый результат, назначают специальные программы, чтобы подтянуть их развитие перед школой. Лишь если все это не помогло, ребенка направляют не в общеобразовательную, а коррекционную школу.

Детские сады Германии ищут воспитателей-мужчин

40-летний Карстен Рёттьер (Karsten Röttjer) работает воспитателем в кельнском детском саду. О такой истории трудоустройства мог бы мечтать любой немец: после получения диплома социального работника Карстен отправил одно-единственное резюме, и его тут же взяли на работу.
Работать с детьми Карстену нравится, хотя поначалу воспитателю — с его ростом 1,90 см — было странно находиться в миниатюрном мире, где стулья, столы и умывальники едва достают до колена. Сейчас он, как огромное дерево, возвышается среди детворы, которая в восторге скачет вокруг. «Некоторые дети на мне словно помешались, — удивляется Карстен. — такое ощущение, что меня, мужчину, они ценят гораздо больше, чем воспитателей-женщин».
Самая востребованная профессия
Германии срочно требуются воспитатели мужского пола. Еще в 1996 году европейская организация «Уход за детьми» рекомендовала повысить число мужчин в дошкольных учреждениях до 20 процентов. Но в ФРГ их по-прежнему 3 процента.

Карстен Рёттьер

Поэтому федеральное министерство по делам семьи, пожилых граждан, женщин и молодежи учредило специальную программу «Больше мужчин в детских садах». На нее немецкое правительство и Европейский социальный фонд выделяют 13 миллионов евро.
Часть этих денег идет на социальную рекламу: например, в Гамбурге повсюду висят плакаты, призывающие мужчин осваивать профессию воспитателя. «Хочешь быть музыкантом, волшебником, арбитром, философом, вратарем, пекарем? — вопрошает реклама. — Будь всем сразу: иди работать воспитателем!»
Педагог, а не педофил
«Нужно изменить имидж этой профессии», — говорит Пабло Андре (Pablo Andreae) из католической благотворительной организации Caritas, которая в числе прочего занимается профориентацией воспитателей, устраивая ярмарки вакансий и дни открытых дверей для мужчин в детсадах. Хольгер Брандес (Holger Brandes), профессор Евангелической высшей школы социальной работы в Дрездене (Evangelische Hochschule für Soziale Arbeit Dresden), считает, что в первую очередь нужно бороться со стереотипами: «Многие считают, что мужчине не место в детском саду, что воспитатель — это не профессия».

Мужское присутствие важно для детей

Многие мужчины отказываются работать воспитателями не только из-за низкого заработка, но и из-за опасений, что их могут заподозрить в педофилии. 33-летний Бьёрн Бройниг (Björn Bräunig) из Крефельда рассказывает, что часто сталкивался с этим стереотипом: «Эти предрассудки меня ужасно раздражают. Но я стараюсь не злиться, а искоренять их и быть положительным примером мужчины-воспитателя». Сейчас Бьёрн получает педагогическое образование и одновременно растит трех собственных детей.
Мужчины разнообразят мир детей
Зачем вообще нужны воспитатели мужского пола? Сторонники этой идеи говорят, что в школах и детских садах Германии девочки развиваются лучше мальчиков, поскольку видят перед собой в качестве примера, как правило, женщин. Правда, серьезных научных исследований на эту тему пока не было. Профессор Хольгер Брандес стремится восполнить этот пробел: по заданию министерства по делам семьи он исследует, как влияет пол воспитателя на развитие ребенка.

«Воспитатели-мужчины привносят в мир детей разнообразие, — говорит Брандес. — Они от этого только выигрывают». Речь идет даже не о стереотипах мужского поведения, а просто о том, чтобы в окружении ребенка были не только женщины, но и мужчины.
Чтобы убедиться в том, что мужское присутствие важно для детей, не обязательно читать научные работы — достаточно посмотреть, как работает воспитатель Карстен Рёттьер. «Дети воспринимают меня по-другому, чем моих коллег женского пола, и почему-то больше тянутся ко мне. Наверное, потому что я такой высокий», — смеется Рёттьер.

Детский сад в Германии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *