Дети стали позже говорить

Содержание

Слово не воробей. Почему современные дети начинают говорить позже?

Современные дети начинают говорить позже. Это факт, давно признанный и врачами, и педагогами. Почему? Существует несколько версий, но все они относятся к разряду предположений и ни одну из них нельзя считать доказанной или научно обоснованной. Рассказывает нейропсихолог, логопед-дефектолог Марина Кузьмина.

1. Из-за гаджетов

Во времена СССР считалось, что детям до 3 лет нельзя смотреть мультфильмы дольше 15 минут в день. Современные дети зависают в гаджетах чуть ли не с рождения, и это время, как правило, не контролируется. Иногда гаджеты дают ребенку сами родители, ведь там так много «развивающих программ» для детей в возрасте 0+. Хотя специалисты по-прежнему считают, что детям (во всяком случае, до 1,2-2 лет) синие экраны противопоказаны: ребенок должен слышать «живую» речь, видеть движения губ и эмоции, которые возникают на лице говорящего.

2. Из-за обилия информации

Современные дети с момента рождения попадают в перенасыщенную звуками среду: как правило, в доме постоянно работает телевизор, звучит музыка, кто-то разговаривает по телефону. Фоновый шум забивает центры восприятия. Чтобы освоиться и разобраться, малышу требуется больше времени.

3. Из-за сложной беременности или родов

Не секрет, что идеально протекающая беременность в наше время — редкость. Современные мамы работают (а значит, устают, нервничают и т. д.) вплоть до схваток. К задержке становления речи могут приводить неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, родовые травмы, асфиксия в родах и даже ранний перевод на искусственное вскармливание.

4. Из-за двуязычной обстановки

В семьях, где разговаривают на двух языках, дети начинают говорить позже. Освоить два языка ребенку тяжелее, чем один. Зато, когда малыш заговорит, он будет общаться с каждым на его языке: например, с папой — по-английски, а с мамой — по-русски.

5. Из-за частых перемен

Много путешествуете с ребенком? Часто меняете место жительства? У малыша за полгода сменилось три няни или два детских сада? Имейте в виду: на время привыкания к новым обстоятельствам развитие речи притормаживается.

Предел терпения

Что делать, если ребенок упорно молчит? Самая большая ошибка — это пассивно ждать, когда он заговорит самостоятельно. Специалисты считают, что простая фразовая речь («давай играть», «пойдем гулять») должна возникнуть к полутора-двум годам. С 2 до 3 лет в речи ребенка обычно расширяется активный словарный запас, появляются двусоставные предложения.

Первое плановое обследование у логопеда все дети проходят в два года. Если родителей что-то беспокоит, лучше обратиться к специалисту раньше.

Самый тревожный симптом, который должен заставить немедленно пройти обследование, — отсутствие реакции на голос родителей. В идеале малыш должен оборачиваться на любой звук. Если этого не происходит, возможно, имеются проблемы со слухом или психические нарушения.

Предел родительского терпения должен наступить в районе трех лет. Если ребенок до этого времени не заговорит, нужно принимать меры.

Что советуют специалисты родителям «молчуна»?

1. Больше общайтесь с ребенком. У разговорчивых родителей дети редко страдают задержкой речевого развития. На первом этапе не требуется никаких специальных приемов. Просто комментируйте все происходящее и поясняйте ребенку свои действия: «На улице шум. Наверное, поднялся сильный ветер. Сейчас включу чайник и заварю чай».

2. Не дергайте ребенка, заставляя повторять слова: в доме должна быть спокойная доброжелательная атмосфера.

3. Читайте вместе как можно больше, чаще и с выражением. Следите за реакцией малыша. Если книга ему не интересна, отложите и возьмите другую. Это способствует накоплению словарного запаса.

4. Делайте логопедический массаж: ненавязчиво, мягкими движениями массируйте ребенку область артикуляции (щеки, губы, язык). Научите его подтягивать язычок наверх Это помогает разрабатывать мышцы языка и уздечки (подъязычную и две подгубные).

5. Не бойтесь лекарств. Иногда консервативных мер оказывается недостаточно и приходится подключать лекарственную терапию. Есть специальные препараты, которые активизируют деятельность речевых зон.

Почему дети поздно начинают говорить?

В последние годы, по наблюдениям логопедов и дефектологов, число детей, которые начинают поздно говорить, резко увеличилось. В норме речь (именно слова и фразы, а не лепет) появляется в возрасте 2 лет. Трехлетние малыши должны уже говорить целыми предложениями с правильным согласованием слов. Если этого не произошло, необходимо срочно обратиться к специалистам, чтобы выявить причины задержки речевого развития и подобрать наиболее эффективную коррекционную программу. Чем раньше начать коррекцию, тем быстрее вы добьетесь результатов.

Специалисты разделяют причины длительного отсутствия речи у детей на внутренние и внешние. Первая группа связана с особенностями здоровья ребенка, вторая группа – с обстановкой, в которой он растет. При обследовании в первую очередь проверяют, все ли в порядке с физическим здоровьем малыша.

Внутренние факторы отсутствия речи у детей

1. Проверьте, нормально ли слышит ваш ребенок

Дети с частично или полностью нарушенным слухом почти не воспринимают окружающие их звуки. Нарушение слуховой функции чаще всего возникает вследствие тяжелых инфекций, затяжных отитов, простудных заболеваний, также это может произойти в результате родовой травмы. Если ваш ребенок реагирует только на громкие резкие звуки, не слышит шепота или даже нормальную речь, его обязательно нужно показать отоларингологу и сделать аудиометрию.

2. Наследственность

Задержка в развитии часто передается генетически, поэтому если в семье уже раньше были подобные случаи, это повод для беспокойства. Почти все наследственные нарушения передаются в более тяжелой форме. Поэтому не слушайте родственников, мол, перерастет, и идите к специалистам. Задержка речи может быть и темповой, поскольку все дети развиваются с разной скоростью. В этом случае занятия с логопедом дадут нужный толчок, и малыш обязательно заговорит. Важно: темповая задержка допускает отставание от возрастной нормы только в пределах 6 месяцев.

3. Аномалии ЦНС

Если есть у ребенка врожденные или приобретенные патологии нервной системы, то его нервные клетки прекращают свое развития, оставаясь молодыми и незрелыми. В этом случае происходит нарушение речи центрального характера, или алалия. Большинство детей-алаликов после длительной коррекции начинают говорить, но у них часто наблюдается заикание.

4. Тяжелая беременность и травматичные роды

Длительный токсикоз, угроза выкидыша, резус-конфликт, внутриутробные менингиты и энцефалиты, родовые травмы, курение и алкоголь – наиболее распространенные причины недоразвития речевых центров и ЦНС.

5. Патологии речевых органов

Если ребенок плохо справляется с твердой пищей или у него постоянно течет слюнка, возможно, у него очень слабые челюстно-лицевые мышцы, которые являются важной частью артикуляционного аппарата. Также нормальному развитию речи мешают слишком короткая уздечка, неправильный прикус, расщепление нёба. В этом случае нужно обратиться к детскому стоматологу и отоларингологу.

6. Нарушение интеллектуального развития

Отсутствие речи в возрасте 2-3 лет может быть признаком задержки психического и умственного развития, расстройств аутистического спектра, синдрома Дауна и других тяжелых заболеваний. Поставить диагноз может только специалист, поэтому важно обследоваться у психиатра и логопеда-дефектолога, которые определят уровень развития психических функций и интеллекта.
Если в ходе обследования удалось исключить проблемы с физическим и психическим здоровьем малыша, то причины задержки речи нужно искать в обстановке, в которой он растет.

Читайте также: Вред телефона, планшета и других гаджетов для детей

Социальные причины отсутствия речи

1. У малыша есть собеседник, который отлично его понимает

Логопеды отмечают, что дети-погодки, близнецы, тройняшки начинают говорить позже, чем детки, растущие одни или у которых большая разница в возрасте с братьями и сестрами. У таких малышей, как правило, есть собственный язык, и им вполне хватает общения друг с другом. Они могут отставать от возрастной нормы в пределах полугода.

2. Билингвизм

Когда в семье постоянно звучат 2 или даже 3 языка, выделить из звучащей речи отдельные слова непросто даже взрослому человеку, не то, что ребенку, который только-только учиться говорить. Бывают ситуации, когда на улице родители пользуются одним языком, а дома другим. Детям-билингвам нужно время, чтобы разделить языки и научиться их использовать, поэтому они и начинают говорить позже сверстников. При овладении письменной речью у них также часто появляются серьезные проблемы.

3. Увлечение «умными» игрушками, планшетом или телевизором

В игре ребенок должен выполнять главную роль, это способствует обогащению его словарного запаса, развитию речи, фантазии, памяти, мышления. Если он становится пассивным наблюдателем, и ему только нужно нажимать на кнопку и смотреть, то это только ему вредит. Ограничьте мультики и игры на планшете, уберите игрушки с электронной начинкой, отдайте предпочтение обычным мишками и куклам, настольным играм, рисованию и лепке.

4. Нервная обстановка в семье

Малыши очень чувствительны к переменам психологического климата в семье. Если родители часто нервничают, ссорятся в присутствии ребенка, из-за громких звуков, беспокойной обстановки дети инстинктивно стараются как можно меньше привлекать к себе внимание, замыкаются в себе, тяжело переживают крики матери и отца. От этого страдает развитие речи и психики. Это состояние может сохраняться продолжительное время, даже когда все бури в семье уже давно успокоились.

5. Гиперопека

Дети, с которыми родители слишком носятся, просто не заинтересованы в общении с окружающими. Зачем пытаться что-то сказать, если родители, бабушки и дедушки, которые спешат предугадать все желания? Решение здесь простое: предоставьте ребенку больше самостоятельности и не спешите выполнить все просьбы, выраженные мимикой, лепетом или жестами.

6. Педагогическая запущенность

Не стоит ждать, что ребенок чему-то научится сам собой. Да, малыши учатся путем подражания взрослым, но это не значит, что с ними не нужно заниматься. Начинайте ваши уроки с первых дней жизни. Говорите с ребенком грамотно, четко произнося звуки. Общайтесь, даже если вам кажется, что он «ничего не понимает». Пойте песенки из лепетных слов и отдельных звуков. Читайте сказки. Дети обязательно должны слышать живую звучащую речь. Если с ребенком не заниматься каждый день, то и речи в срок вы не услышите.

Дорогие родители, если ваш ребенок не заговорил к 2-2,5 годам, срочно обратитесь к специалистам. Чем раньше речь будет запущена, тем быстрее малыш догонит своих сверстников. Без речи не может быть нормального развития личности ребенка.

Читайте также: Игры для развития мелкой моторики рук

Статья на тему «Особенности речевого развития современных детей»

Статья на тему:

«Особенности речевого развития у современных детей».

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует выявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности. Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности.

Проблема развития речи у современных детей день ото дня становится всё более актуальной. Почему? Основная причина этого — современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последнего десятилетия ХХ века; нынешние дети растут в совершенно другом, в десятки и сотни раз более насыщенном информационном поле. Они, как губка, впитывают информацию, которую современный мир предоставляет с избытком. Вовсе не удивительно, что наши дети так не похожи на нас. Каков современный ребёнок? Сегодня этим вопросом всерьез озадачены учёные.

Можно проанализировать сильные и слабые стороны социальной ситуации ребёнка, в которой протекает его развитие.

1. Сильные стороны современного дошкольника. Родители и педагоги, работающие с дошкольниками, считают, что современные дети в своем развитии намного опережают своих сверстников прежних лет. Они легко управляются со сложными техническими устройствами, такими как компьютер, мобильный телефон, домашняя бытовая электроника. Дети располагают достаточно обширными знаниями о различных сторонах жизни взрослых, смотрят много теле- и видеофильмов, имеют опыт путешествий с родителями в другие города и страны, зачастую более богатый, нежели многие взрослые. Сегодня дети намного раньше, чем прежде, знакомятся с основами грамоты – чтением, письмом, счётом. Уже двухлетним малышам нетерпеливые родители покупают «Азбуку» и вешают на стену алфавит в картинках. М эжл Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме, и, начиная примерно с 4-5 лет, детей начинают интенсивно готовить к школе. Большинство шестилетних детей знают буквы и цифры, умеют читать по слогам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления. Для сравнения: 40-50 лет назад большинство семилетних детей поступали в школу практически неграмотными, что, правда, не препятствовало успешному освоению ими учебной программы. Сегодня их внуки знают и легко делают то, что сами они освоили недавно и с большим трудом, например, навыки пользования электронной техникой. Разнообразные электронные устройства, в том числе и игрушки, окружают современных детей с самого рождения, и они начинают пользоваться ими так же легко и естественно, как нынешние взрослые учились в свое время пользоваться электроприборами. Своеобразный язык, на котором электроника «общается» с нами, труден для освоения только взрослым людям, а дети овладевают им органично, одновременно со всей лексикой современного им языка.

Наряду с сильными сторонами в развитии современных дошкольников отмечают и слабые. К ним они относят, прежде всего, физическое здоровье и развитие, слабость произвольной сферы, недостаточное развитие связной речи, неумение слушать и слышать другого человека, не только сверстника, но и взрослого. Воспитатели с большим стажем работы (свыше 30 лет) более скептично относятся к осведомленности современных детей: «Много знают, но не того, что нужно».

Психологические обследования старших дошкольников, будущих первоклассников, показывают, что сегодня к концу дошкольного возраста многие из них не достигают того уровня психологической и личностной зрелости, который необходим для успешного перехода на следующий – школьный – этап жизни. Так, познавательное развитие современных дошкольников заметно отличается от того, что рассматривалось в качестве возрастной нормы еще 15-20 лет назад. Нынешних дошкольников отличает слабость воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации и, соответственно, недостаточная развитость слухового восприятия и понимания, более низкий уровень речевого развития, несовершенство коммуникативных умений и навыков, своеобразие эмоционально-нравственной сферы.

Одной из причин снижения роли сюжетной игры в жизни современных детей стало развитие игрушки, которая воплощает все, что есть в реальной жизни, и все, что только выдумано людьми, но в реальности не существует. То, что не может быть воссоздано в предметной игрушке, легко имитируется компьютером: самолет, межпланетный корабль, даже древняя цивилизация.

Также наблюдается резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Педагогическая готовность к школе. Овладение навыками чтения, письма и счёта также относится к области приоритетных направлений развития детей дошкольного возраста. Сегодня практически все поступающие в школу дети умеют писать печатными буквами, а некоторые даже и курсивными. Что дает этот навык будущим школьникам? Облегчает ли он им освоение письма, способствует ли более быстрой выработке почерка? Имеют ли современные дети какие-либо преимущества перед своими дедушками и бабушками, поступавшими в школу в 40-50 гг. ХХ века совершенно неграмотными? Как ни удивительно, но у большинства сегодняшних первоклассников обнаруживается слабая готовность руки к письму.

Социальное взаимодействие. Доминирование компьютерных развивающих и обучающих программ в образовании современных дошкольников приводит к деформации опыта социального взаимодействия ребенка со взрослыми. Перед ребенком не стоит задача вычленить проблему или трудность, с которой он сталкивается при выполнении данного задания, сформулировать свой вопрос к взрослому, услышать и понять объяснения. Методом проб и ошибок он ведет молчаливый диалог с «умной» машиной, делая верные или неверные выводы относительно принимаемых решений.

Снизился уровень нравственного развития дошкольников. Многозначность и многовариантность современной жизни привели к размыванию нравственных ориентиров: дети не всегда ясно понимают, «что такое хорошо, а что такое плохо»; старшие дошкольники хорошо знают разницу между плохим и хорошим, но не всегда считают нужным вести себя в соответствии с этим знанием; отмечается повышенная агрессивность современных детей, объясняя ее избыточным просмотром ими боевиков и приключенческих фильмов, увлечением агрессивными компьютерными играми. Итак, 10 отличительных особенностей современного ребёнка:

  1. В минимально короткий пятилетний период, с 2008 года начиная, резко снизилось когнитивное (cognitiо — «познание») развитие детей дошкольного возраста.

  2. Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать.

  3. Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.

  4. Обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов.

  5. Неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков.

  6. Недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.

  7. Как показывают полученные за 15 лет данные
    (с 1997 г. по 2012 г.) существенно (почти в 2 раза) увеличилось число детей 6, 7, 8, 9, 10 лет с нарушениями речевого развития
    (от 40 до 60% варьируясь в разных регионах).

  8. Серьезную тревогу вызывает нежелание значительной части сегодняшних школьников учиться.

  9. Обеднение и ограничение живого, тактильного общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности.

  10. Всё больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.

Именно поэтому в настоящее время в дошкольной педагогике всё чаще встречаются проблемы развития речи у современных детей.

Сейчас нормы совершенно другие. И сейчас годовалых детей, говорящих 15-20 осмысленных слов, практически не найти. Почему? Что случилось? Почему не только современные годовалые, но даже трёхлетки еле-еле говорят? Что является причиной того, что дети плохо говорят?

Обследование речи дошкольников специалистами в разных регионах страны показало, что у значительного количества детей зафиксированы различные речевые дефекты. Системное недоразвитие речи современных детей характеризуется нарушениями звукопроизношения, недоразвитием фонематического анализа, аграмматизмами, нарушениями сложных форм словообразования, недостаточной сформированностью связной речи, трудностями понимания логико-грамматических конструкций, выраженной дислексией и дисграфией. Не говорящий двухлетний ребёнок, который приходит в детский сад уже не удивляет воспитателей.

Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу. Здесь выявляются серьёзные речевые проблемы, которые тормозят процесс обучения, являются причинами дисграфии и дислексии. Исправить многие дефекты в речи детей начальной школы очень сложно, а иногда невозможно.

Таким образом, в современном мире хотя и заложены огромные резервы для развития каждого ребёнка и становления его личности, но в последнее время они не всегда правильно используются. Реализовывать эти резервы необходимо в специфических формах деятельности, которые в наибольшей мере соответствуют потребностям и возможностям современного ребёнка. Это разные виды игр, конструирование, изобразительная деятельность, общение со взрослыми и сверстниками и т. д.

Но главное, что должны понять взрослые: невозможно в воспитании современного ребёнка применять подходы и методы, бывшие актуальными 20, 30, 40 и 50 лет назад. Каждое новое поколение уникально, и каждый конкретный ребенок неповторим. Так что залогом успеха родителей будет индивидуальный подход, внимательное отношение к ребенку и позитивный настрой.

Речевое развитие современного ребенка дошкольника консультация по логопедии

Консультация учителя-логопеда

Речевое развитие современного ребенка дошкольника

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми.

Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе?

В целом уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный.

Обследование речи дошкольников специалистами в разных регионах страны показало, что у значительного количества детей зафиксированы различные речевые дефекты. Не говорящий двухлетний ребёнок, который приходит в детский сад уже не удивляет воспитателей.

Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу. Здесь выявляются серьёзные речевые проблемы, которые тормозят процесс обучения, являются причинами дисграфии и дислексии. Исправить многие дефекты в речи детей начальной школы очень сложно, а иногда невозможно. Это происходит потому, что многие речевые дефекты детей не были своевременно выявлены и окончательно сформировались и закрепились на уровне связей в коре головного мозга.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, оказать квалифицированную помощь, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходимо разобраться в причинах, которые резко снижают уровень речевого развития.

Причины можно разделить на три группы: 1- я – связанные со здоровьем; 2-я – педагогические причины; 3-я – социальные причины. Все эти причины тесно связаны между собой.

  1. Здоровье детей. Современное поколение отличается слабым здоровьем. Большинство детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, относятся ко 2-й группе здоровья. Детей 1-й группы здоровья в детских садах крайне мало.

С точки зрения развития речи вызывает интерес процесс развития головного мозга. И это – не случайно, так как головной мозг – центральный орган речевой функции. Становление речевых центров в коре головного мозга напрямую зависит от его физиологического состояния и динамики развития. Человеческий мозг устроен так, что от природы «обучены» функционировать только нервные клетки, предназначенные для самого простого — ощущений. Благодаря им маленький ребенок чувствует боль, тепло, холод, морщится от резких запахов, горькой еды, вздрагивает от очень громкого шума, видит свет. Остальные нервные структуры, присутствующие в мозге, изначально «молчат». Им нужно научиться действовать, а значит – нужно созреть. Это относится и к клеткам, которые станут речевыми. Для того, чтобы созревание нервных клеток происходило, в опыте ребенка должны присутствовать предметы, явления, действия, включающие в работу, иначе говоря, требуются внешние стимулы.

Для включения «речевых клеток» важно, чтобы вокруг говорили. Это положение убедительно доказали наблюдения за так называемыми детьми-маугли, найденными в лесах, джунглях, которых вскормили волчицы или другие животные. Родившись здоровыми и, в частности, со здоровым мозгом, эти дети, попавшие к людям старше 5-7 лет от роду, так и остались «немыми». К тому же они не могли усвоить и многие другие человеческие навыки: есть сидя, держать в руке ложку и пр. Такие трагические случаи – неоспоримые доказательство того, что нервным клеткам нужны внешние стимулы. В этом случае, если речевые структуры не получают стимулов (пищи), они могут погибнуть.

По данным ведущего невропатолога России, доктора медицинских наук И.С.Скворцова, в настоящее время примерно у 70% новорожденных выявляются различные поражения головного мозга. Подобные отклонения сказываются на последующем развитии и обучении ребёнка.

Речевые центры – самое позднее образование мозга человека (с точки зрения эволюции головного мозга), а значит они – самые «юные». Это делает их наиболее уязвимыми по сравнению с другими центрами. И при малейших неблагоприятных условиях развития организма речевые центры одни из первых дают сбой. Именно поэтому речь ребёнка – это своеобразная «лакмусовая» бумажка, демонстрирующая общий уровень развития ребёнка.

Таким образом, нормальное развитие речи предполагает, что мозг ребенка не имеет внутриутробных или родовых повреждений и ребенок находится в нормальной речевой среде. При этих условиях этапы речевого развития могут пройти без сбоев.

  1. Педагогические причины. Данная группа причин достаточно объемна и динамична (т. е со временем одни педагогические причины могут уходить, но им на смену приходят другие). Остановимся на наиболее стабильных причинах.

Во-первых, это поздняя диагностика речевого развития детей. Как правило, специалисты-логопеды внимательно изучают речь ребёнка только в пять лет. Этому есть своё объяснение. Именно к пяти годам происходит становление речи, которое означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, владеет значительным словарным запасом, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми. Сегодня уже очевидно, что к пяти годам большинство детей не имеют речевой нормы. Поэтому на логопедов буквально обрушиваются речевые проблемы старших дошкольников. Проводить корректировку недостатков развития устной речи ребёнка необходимо, так как впереди детям предстоит осваивать письменную форму речи (чтение и письмо).

Во-вторых, это используемые в практике методы и приёмы педагогического воздействия на процесс становления речи дошкольника. Анализ основных методик позволяет сделать вывод о том, что они разработаны исходя из речевой нормы. Речевая норма – это возрастная характеристика речи ребёнка, которая включает в себя описание сильных и слабых сторон речевого развития детей в том или ином возрасте. Причем эти описания содержат среднестатистическую информацию. Но педагоги работают с реальными детьми, речь которых имеет свои индивидуальные особенности и темп развития. К тому же, как отмечалось выше, многие дети имеют проблемы, связанные с развитием головного мозга. Поэтому сегодня реальные позитивные результаты в развитии речи невозможно получить без учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

В-третьих, особенностью современной ситуации является более раннее (примерно четырёх-пяти лет) овладение детьми такой формой письменной речи, как чтение. При этом часто речевое развитие подменяется прямым, специальным обучением чтению, а задачи формирования устной речи уходят из-под контроля и внимания взрослых. Письменная речь в этом случае ложиться на неподготовленную речевую почву и в последующем часто приводит к расстройствам чтения и письма (дислексии и дисграфии).

Отсюда вывод: хорошо подготовить ребёнка к школе, заложить прочный фундамент обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию устной речи дошкольника.

  1. Социальные причины связаны с отношениями к проблемам развития речи и родного языка в обществе и семье. Надо честно признаться, что в нашем обществе растёт равнодушие к родному (русскому) языку.

Многим дошкольным работникам знакома ситуация, когда родители, приводя малыша в детский сад (иногда даже неговорящего или плохо говорящего), совершенно не заботятся о том, как научить ребёнка правильно и красиво говорить на родном языке. Их больше радует и устраивает, если в детском саду занимаются иностранным языком. Погружение детей в иностранный язык часто начинается в четыре, а то и в три года. При этом не учитывается, что практически все языки мира вступают в противоречие друг с другом по целому ряду характеристик. Например, каждый язык имеет звуки, которые характерны только для данного, конкретного языка. А нормальное обучение иностранному языку подразумевает работу над правильным звукопроизношением. Вот тут и начинаются проблемы. Возьмём традиционно распространённую пару языков: русский-английский. В английском языке имеется группа межзубных звуков, которой нет в русском языке. Более того, любое межзубное произношение звуков русского языка (в первую очередь это касается шипящих и свистящих) считается речевым дефектом (межзубный сигматизм), требующий серьёзной работы по его исправлению. Вот и получается, что на одних занятиях следует упражнять детей в межзубном произношении звуков, а на других – делать всё, чтобы у ребёнка не появилось подобного произношения.

Воспитатели и логопеды могут обеспечить развитие технической стороны речи («поставить звуки»), сформировать интонационные навыки, но главная ответственность по формированию речи лежит на матери. Логопедия особую роль матери почти не рассматривала; в подавляющем большинстве работ используется собирательный термин «родители», который включает себя мать, отца, опекунов и любых других лиц, ответственных за воспитание ребенка.

В городе Новокузнецке в 2002-2004гг. проводилось исследование влияния стиля общения с матерью на формирование речи ребенка. Данные были получены методом анкетирования воспитателей ДОУ, которые занимались на курсах повышения квалификации. Объем выработки составляли 5724 пары «мать-ребенок». Из исследования исключались:

— воспитатели групп ясельного возраста, в которых трудно определить уровень речевого развития детей;

— воспитатели, проработавшие недолго и недостаточно знакомые с родителями и детьми.

— кроме того, не учитывались те дети, относительно которых у воспитателя не сформировалось определенного мнения.

Были выявлены четыре стиля общения матери и ребенка.

1-й стиль.

Мать с удовольствием общается с ребенком, внимательно выслушивает все, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к своему ребенку. В таких парах часто идет разговор «глазами»: ребенок, рассказывая, смотрит матери в глаза и воспринимаем ее невербальную ответную реакцию. Такой ребенок, как правило, умеет поддержать разговор не только с матерью, но и с другими взрослыми. Этот тип можно назвать «Оптимальным».

2-й стиль.

Мать не любит, когда ребенок что-то увлеченно рассказывает и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей не уместными, она постоянно останавливает рассказ словами «Успокойся!», «Помолчи, потом расскажешь» и другими аналогичными замечаниями. Ребенок, стараясь привлечь внимание матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери. Позволяя ей рационализировать свое непринятие ребенка: он на самом деле становится гиперактивным. Этот стиль общения назван «Мать молчит, ребенок говорит».

3-й стиль.

Ребенок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытается вступить в контакт с матерью. На улице в таких парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, ребенок — в другую; они никак не общаются друг с другом. У них замкнутое выражение лица. Этот стиль назван «Оба молчат».

4-й стиль.

Мать часто выражает агрессию по отношению к ребенку: кричит, ругает, дергает, иногда бьет. Этот стиль назван «Мать агрессивна».

Исследование показало, что в благоприятных условиях находится менее половины детей (47,7 %). Большинство (52,3 %) испытывают ту или иную степень деривации со стороны матери.

Каждая третья мать (29,7 %) старается оттолкнуть от себя ребенка. Стараясь привлечь внимание любыми способами, он становится гиперактивным. В отношениях с друзьями такая женщина зачастую бывает не только нормальной, но даже очень милой т обаятельной, а чрезмерная активность ребенка и ее «страдания» по этому поводу иногда служат предметом жалоб в разговорах с друзьями.

Каждая седьмая мать (14,1 %) добилась желаемых результатов: ребенок перестал с ней общаться. В подавляющем большинстве случаев эта женщина не имеет отклонений в общении с другими людьми.

Каждая двенадцатая мать (8,5 %) проявляет агрессию к ребенку. Этот факт в комментариях не нуждается.

Исследование влияния стиля общения с матерью на становление речевой функции выявило, что при оптимальном стиле общения примерно половина детей имеют нормальную развитую речь, у 39 % отмечаются слабые нарушения и у 13% сильные. При любой материнской депривации количество нормально говорящих детей уменьшается в 2 раза.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что материнской депривации становление речевых функций у ребенка затрудняется.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60 % воспитанников имеющих разной степени сложности нарушения речевого развития. В действительности большая часть этих детей не относится к детям со сложными нарушениями речи, и корни их проблем лежат не столько в органическом поражении ЦНС, сколько в каких-либо иных первопричинах. С одной стороны, ребенок и его родители не в состоянии справиться с этими проблемами самостоятельно, а с другой — ребенок не подлежит зачислению в специальную речевую группу. Выходом из такой и подобных ситуаций является своевременное диагносцирование детей массовых групп, проведение медико-психолого-педагогических консилиумов специалистами ДОУ, с целью отслеживания детей, имеющих те или иные особенности в развитии, а также своевременное консультирование родителей, логопропаганда.

Почему некоторые дети позже начинают говорить

Большинство изданий и статей, посвященных формированию речи у детей до 3-х лет, рассказывают об определенных нормах при развитии этого важного для любого человека навыка. Но иногда случается, что малыш начинает разговаривать позже, чем его сверстники. Давайте разберемся, почему некоторые дети начинают говорить позже своих сверстников, как им помочь приобрести этот навык, в каких случаях нужно предпринимать срочные меры.

  • Правда ли, что мальчики начинают позже говорить и с чем это связано
  • Причины, по которым ребенок не начинает говорить
    • Социальные причины
    • Биологические причины задержки развития речи
  • Что делать, если ребенок молчун: советы и рекомендации к действию
    • Упражнения и занятия для развития речи
  • Когда стоит начать беспокоиться и обратиться к специалисту?

Правда ли, что мальчики начинают позже говорить? И с чем это связывают

На многих форумах встречается подобный вопрос. Мам мальчиков интересуют причины, почему их дети начинают говорить позже своих сверстниц девочек.

Если рассмотреть этот вопрос с биологической точки зрения, то он исходит из особенности формирования головного мозга представителей разного пола. Мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за конкретные функции. Но для равномерного развития речи и других навыков необходимо, чтобы обе части обменивались информацией между собой. Дорогой для информации между двумя половинами головного мозга является пучок нервных волокон, который у девочек изначально больше, чем у мальчиков. Из-за этого у некоторых представителей мужского пола отмечается отставание от общих норм, в среднем до 4-х месяцев.

Это не страшно и не говорит о каких-либо отклонениях. Так распорядилась природа. Такое отличие заметно только в первые три года жизни. Впоследствии, при отсутствии негативных факторов, мальчики развиваются на равных с девочками.

Кроме биологических особенностей, на формирование речи могут повлиять и другие факторы, которые влияют на детей одинаково.

Причины, по которым ребенок не начинает говорить

Задумываясь над своевременностью появления речи, замечая некоторые отставания от норм, родители начинают искать причины. Найти и исправить факторы, влияющие на развитие навыка речи, – важный шаг для создания благоприятных условий. Причины отсутствия своевременной речи у ребенка могут быть социальными и биологическими. Если социальные возможно изменить, то для устранения биологических факторов часто нужна дополнительная помощь медиков.

Социальные причины

  • Неблагоприятная среда для развития навыка речи. Эта причина характерна для семей, где родители мало общаются со своим ребенком и между собой. Обращение к малышу происходит от случая к случаю, направлено только на устранение базовых потребностей. У крохи не складывается понимание в необходимости овладения языком. Чтобы исправить ситуацию, необходимо пересмотреть отношения в семье между супругами и ребенком. В большинстве случаев необходимо просто обогатить речь, направленную непосредственно на ребенка, стихотворными формами, обсуждением окружающего мира и событий;
  • Невостребованность речи при болезненности малыша. Если кроха часто болеет, регулярно находится в изоляции от внешнего мира по причине слабого здоровья, ему не хватает движения и разнообразия в действиях. Родители, стремящиеся решить сложную ситуацию, иногда совершают ошибку. Стремясь оградить малыша от сложностей, они не позволяют ему изучать окружающее его пространство, стараются предугадать каждое желание. В таких условиях природная любознательность угасает, а необходимость развивать речь отпадает;
  • Жестокое обращение. Дети очень сильно реагируют на физическое и психологическое насилие, замыкаются в себе. Чаще всего такое асоциальное обращение с ребенком сопровождается полным отсутствием педагогической работы, требует срочного вмешательства извне;
  • Педагогическая запущенность. Некоторые родители перекладывают роль в воспитании и обучении ребенка на будущих воспитателей и учителей. Надеясь на заложенные от природы способности к освоению окружающего мира, не прилагают никаких попыток к обучению и развитию собственных детей. Чаще всего можно услышать, что необходимое кроха усвоит, когда пойдет в садик, школу, где с ним будут заниматься педагоги. Ошибочность суждений иногда формируется и на базе отсутствия общих знаний о подходах к обучению совсем маленьких детей, нежелании понять, каким образом помочь научиться;
  • Билингвизм. Дети, которых с маленького возраста начинают обучать двум и более языкам, не применяя правильных педагогических технологий, проявляют склонность к медленному усвоению необходимых речевых навыков, как следствие перегруженности или сложности в восприятии предложенного материала. Успех билингвистического обучения строится на обычных методах развития речи, что не всегда учитывается родителями;
  • Эмоциональный стресс. Иногда причиной задержки речи может стать событие или их череда, которые вызывают у ребенка испуг, эмоциональное расстройство, подсознательные страхи и т.д. Коррекция скорости развития речи у таких детей должна происходить при помощи специалиста психолога и логопеда. В первую очередь необходимо преодолеть подсознательную блокировку, страхи;
  • Гиперопека. Ряд взрослых, стремящихся помочь во всем своему ребенку, иногда перегибают палку и начинают жить за карапуза. Такое поведение приводит к общему замедлению развития, так как малышу не требуется прилагать усилия для достижения желаемого. Стремление помогать во всем, предсказывать желания и потакать капризам, кроме задержки развития, грозит более сложными психическими отклонениями: формированием неправильной картины мира, отсутствием мотивации в обучении, достижении успеха в жизни;
  • Чрезмерно загруженная информационная среда. Если кроху окружает постоянно загруженная разнообразной информацией среда (телевизор, радио), то постепенно он отучается воспринимать звуки, которые слышит, и фильтровать окружающий его мир. Он отстраняется, замыкается. Для концентрации на определенном действии ему приходится отключать восприятие окружающего мира, тратить лишние силы для качественного занятия.

Биологические причины задержки развития речи

  • Наследственность. Дети в большинстве случаев, при отсутствии других причин, развивают речь, следуя генетически заложенной скорости своих родителей. Если отец или мать заговорили поздно, то высока вероятность, что ребенок будет немного отставать от норм развития. Это не является патологией и не требует вмешательства, помогайте малышу осваивать сложные для него моменты, и когда придет время все нормализуется;
  • Особенности слуха, тугоухость. К сожалению, все больше детей с рождения имеют различные патологии слуха или слухового прохода. Не всегда их можно сразу выявить, поэтому важно внимательно следить за развитием речевых способностей малыша до года, при малейших подозрениях на сниженную реакцию на звуки необходимо обратиться к педиатру;
  • Последствие болезни или травмы в раннем возрасте. Задержки развития речи случаются после перенесенных или врожденных заболеваний в раннем возрасте, которые дают нагрузку или влияют на развитие головного мозга. Решение вопроса о восстановлении необходимых функций лежит в области медицины;
  • Болезнь матери во время беременности. На способность малыша к своевременному освоению родной речи влияют сложные заболевания и простуды, лечение которых проходило с применением лекарственных средств. В большинстве случаев мать предупреждают о возможных последствиях, делают соответствующие записи в выписке малыша;
  • Общее отставание в развитии. Иногда отставанию в развитии речи сопутствуют неврологические заболевания или сложности в освоении других навыков. Тактику работы с такими детьми разрабатывают вместе с педиатрами, психологами и другими специалистами.

Выявить причину отставания важно как можно раньше, чтобы своевременно предпринять необходимые меры или обратиться за помощью к педиатру или логопеду. Внимательное отношение, поддержка в преодолении сложных моментов помогают исправить большую часть проблем.

Что делать, если ребенок молчун: советы и рекомендации к действию

Формирование речи происходит у каждого ребенка индивидуально, зависит от биологических и социальных особенностей.

Всегда помните, что ваш ребенок − особенный, отличается от других внешне, внутренне, скоростью развития и получения навыков. Нельзя, чтобы отличие от установленных показателей, становилось причиной вашей злости, нервозности или негативного отношения к чаду.

Основной рекомендацией для стимуляции речевой функции является постоянный разговор, направленный на ребенка. Вы должны разговаривать не рядом, а непосредственно с ним. С момента рождения говорите с малышом, отвечайте на его агуканье, лепет, улыбки. Подросшему крохе рассказывайте о вещах, которые его окружают, совершаемых действиях, используйте больше наречий и прилагательных. От количества разных слов, услышанных ребенком, зависит скорость развития речи.

Важным для формирования правильного и богатого языка является чтение и обсуждение сюжета, разучивание стихотворных форм и песен. С появлением ребенка в семье следите за собственными словами и предложениями, показывая пример правильного произношения, употребления сложных слов, составления предложений. Не советуют коверкать слова, использовать неправильные формы, сюсюкать. Негативно влияют слова-паразиты и употребление бранных слов. Постарайтесь, чтобы стремясь вам подражать, малыш видел только хороший пример.

Если вам кажется, что ваш кроха отстает в формировании разговорного навыка, то попробуйте применять различные упражнения для стимуляции, сводить его к невропатологу и логопеду.

Использовать упражнения для развития речи рекомендуется всем родителям, которые стремятся обогатить и насытить словарный запас ребенка новыми и красивыми словами.

Упражнения и занятия для развития речи

Что я вижу. Упражнение заключается в стимуляции пассивного словаря, добавлении новых слов. Применяется с 6-ти месяцев. Суть состоит в стремлении рассказать о простых действиях с игрушками, обозначить все происходящее при помощи слов. Взрослый садится недалеко от малыша, начинает играть или заниматься с предметами. При помощи простых предложений рассказывает о своих действиях:

Это большой синий кубик. Я ставлю его на большой красный кубик. Получается башенка. Красивая, большая башенка. Сейчас я ее разрушу. Смотри, башня упала.

Описывая простые действия словами, показывая на предметы, о которых идет речь, устанавливаются связи между выделенными предметами и их обозначением в устной форме. Применение различных прилагательных и наречий дает возможность запоминать разные характеристики для действий.

Что ты делаешь. Суть упражнения заключается в словесной передаче всех действий и ощущений крохи. Применяется с 6-ти месяцев. Взрослый, следуя за своим ребенком, рассказывает ему о действиях и предметах, встречающихся на пути от лица крохи:

Ваня идет по ковру. Ковер мягкий, красный и большой. Ваня видит синюю машинку. Она маленькая, легкая, гладкая.

Не понимаю. Применяется после 1,5 лет, когда ребенок уже знает большое количество слов, но ленится их произносить, употребляя простые заменители или жесты. Суть состоит в намеренном уклонении от понимания просьбы крохи. Если он просит подать какой-то предмет, не используя слова обозначающего его, то взрослый делает вид, что не понимает обращенной к нему просьбы, подает либо не тот предмет или говорит о непонимании. Первой реакцией крохи будет возмущение, но так стимулируется необходимость называть нужные предметы, используя правильные слова. Это упражнение употребляется не только для предметов, но и для действий.

Выбирай. Упражнение направлено на стимуляцию речевой активности, формирование умения совершать обдуманные поступки, мотивацию. Применяется с 1,5 лет. Смысл заключается в предоставлении возможности выбирать среди обозначенного количества вариантов наиболее подходящий. Предложите на выбор одежду на улицу, игрушку для занятия, блюдо для еды. Подумав над вашими словами, малыш будет вынужден сказать, что ему нужно в данный момент;

Давай представим. С 2-х лет хорошо применять для развития речи задания, в которых ребенок должен использовать свою фантазию. Предложите ему мысленно заменять предложенные предметы на другие, играть с ними, опираясь на свой опыт. Пусть мячик будет яблоком, которым вы будете кормить куклу, кубики станут стеной дома. Хорошо предлагать играть в подвижные игры, давая возможность представить себя героем или предметом. Рассказывайте, что вы с ним самолет, который летит на базу, зайчики, прыгающие по лесу и т.д. Стимуляция фантазии даст необходимую мотивацию для развития речи.

Игры с куклами, ролевые занятия. Немалую роль имеет умение крохи вести разговор с другими людьми. Хорошо тренируют этот навык ролевые игры. Используйте любимые игрушки малыша, чтобы начать с ним диалог, задавайте вопросы, на которые он может дать ответ. Использовать это вид упражнений хорошо при обычной игре, занятиях или в дороге.

Пение и танцы. Положительно на формирование правильной речи влияет музыкальное развитие. Дети с удовольствием подпевают знакомые песенки, двигаются под танцевальные мотивы. Постепенно появляется желание не только пропевать отдельные слова или последнюю строчку, но и петь небольшие песенки целиком. Лучшим вариантом будет исполнять композицию вместе с крохой и проговаривать все слова в правильной форме. Если, воспроизводя на память текст, малыш использует неправильные формы слов или путает слоги, поддержите его и пропойте с ним, но отметьте голосом места, где у него есть ошибки.

Зеркало. Для коррекции неправильного произношения используют занятия с зеркалом. Видя свое и ваше отражение, малыш будет веселиться, стремиться повторить наиболее понравившиеся упражнения. Так постепенно рекомендуют приучать к артикуляционной гимнастике, которая помогает исправлять недостатки речи, делать ее чище и понятнее.

Эти простые упражнения позволят вам помочь ребенку в развитии его речевых навыков, обогатить речь и сделать игры интересными и яркими.

Когда стоит начать беспокоиться и обратиться к специалисту?

Есть ряд признаков, на которые нужно обратить внимание маме, чтобы вовремя выявить направления для работы. Среди них самыми распространёнными являются:

  • Отсутствие эмоциональной реакции на жесты и слова взрослых в 4-х месяца;
  • Отсутствие лепета к 8-ми месяцам;
  • К 12-ти месяцам малыш не реагирует на речь;
  • После года не появились первые слова;
  • В 1,5 года нет стремления повторять слова за взрослыми;
  • К 2-м годам не может выполнить простые просьбы;
  • В 2 года нет самостоятельных слов;
  • К 2,5 годам малыш употребляет менее 20-30 слов;
  • Родители замечают трудности в понимании обращенной к ребенку речи;
  • Отсутствие после трех лет внятного разговора, который понимают родители. Употребление только заученных фраз из знакомых мультфильмов или песен;
  • После 4-х лет быстрый разговор с проглатыванием окончаний и целых слогов или слишком медленная слоговая речь говорят о трудностях в освоении навыка;
  • Сложности с сосанием, жеванием, повышенное слюноотделение, не связанное с появлением зубов, постоянно приоткрытый рот.

Если вы заметили у вашего ребенка такие признаки, постарайтесь в ближайшее время обратиться к специалистам!

Первоначально нужно поговорить с педиатром, обозначив проблему, и следовать его рекомендациям. Возможно, вас направят на прием к логопеду или психологу, но могут понадобиться консультации отоларинголога или УЗИ головного мозга. Не стоит бояться этих врачей, они, используя свой опыт, постараются найти и устранить причину отставания в освоении речи. Своевременное лечение – путь к нормализации темпов развития.

Внимательно следите, чтобы речь ребенка развивалась, была насыщенной, отсутствовали дефекты, сложности в воспроизведении собственных мыслей. При отсутствии врожденных патологий самым простым способом помощи будет качественный диалог взрослых с малышом, чтение, развитие любознательности. То, что вы сможете заложить в дошкольном возрасте будет базой для дальнейших достижений и открытий вашего ребенка.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *