Что является объектом технического регулирования?

Содержание

Ещё о Техническом регулировании

Основным нормативным документом, дающим определение и толкование технического регулирования, является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ О техническом регулировании (pdf , 0.03 Мб)
Исходя из определения, данного в этом документе, техническое регулирование подразумевает под собой «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».

К основным принципам технического регулирования относятся:

  • применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  • соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
  • независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;
  • единой системы и правил аккредитации;
  • единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
  • единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
  • недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
  • недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации;
  • недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;
  • недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
  • недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты принимаются в целях:

  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
  • обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Федеральным законом О техническом регулировании (pdf , 0.03 Мб) также определены права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений. В целях реализации положений данного Закона были разработаны постановления Правительства Российской Федерации.

>Тема 2. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Вопрос 2.1. Понятие о техническом регулировании

С июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон Российской федерации (№184-ФЗ от 27 декабря 2002г) «О техническом регулировании». Согласно статье 47 этого закона признается утратившими силу законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» введенные в действие с 1993 года. В мае 2007 года утвержден закон №65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон», «О техническом регулировании». Все положения по техническому регулированию, стандартизации и сертификации будут излагаться в соответствии с внесенными изменениями.

Эффективно работающий мировой рынок – это экономическое пространство, в котором свободно через границы государств перемещаются товары, капитал, трудовые ресурсы, где для них складываются наиболее благоприятные условия. Создание такого экономического пространства возможно, если принять меры к устранению технических и тарифных барьеров, причем под техническим барьером понимается различие требований к продукции и другим объектам, содержащимся в национальных стандартах различных государств. Так, из-за различных требований к определенным характеристикам автомобильной техники запрещен ее ввоз из России во многие страны мира. По данным экономического комитета Азиатского-Тихоокеанского сотрудничества разработанные программы по устранению технических барьеров дали странам около 45млрд. долларов прибыли.

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции и связанным с ними процессами жизненного цикла; установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования, производства наладки монтажа, эксплуатации хранения, реализации, утилизации; проведение работ в области оценки соответствия. (ЖЦП – жизненный цикл продукции является фундаментальным понятием в учении о системе менеджмента качества и представляет собой совокупность взаимосвязанных этапов изменения состояние продукции: маркетинг, проектирование и изготовление, закупки, проверка, реализация, эксплуатация, техническое обслуживание, утилизация после использования).

Исходя из этого определения техническое регулирование сводится к трем видам деятельности:

— первый виддеятельности реализуется через принятие и применение технических регламентов, имеющих силу закона, подзаконных актах и обязательных для применения;

— второй реализуется деятельностью по стандартизации через разработку и утверждение стандартов, которые должны применяться на добровольной основе;

— третий вид деятельности основывается на оценке соответствия (сертификация, декларирование соответствия).

Таким образом, введение закона о техническом регулировании не отменяет стандартизацию (тем более существующие ГОСТы) и сертификацию, как виды деятельности, но вносит определенные изменения, дополнения в существующие системы стандартизации и сертификации.

Вопрос 2.2. Необходимость введения технического регулирования

Принятие Федерального закона о техническом регулировании обусловлено тремя объективными обстоятельствами:

— необходимостью сближения и взаимоувязки, гармонизации требований к продукции и деятельности по техническому законодательству в России с таковыми в промышленно развитых странах для устранения технических, экономических и организационных барьеров при вступлении в единое экономическое пространство;

— задачей снятие избыточных ограничений, содержащихся в государственных стандартах, санитарных, строительных нормах и правилах и во множестве отраслевых документов, которые сдерживают предпринимательскую инициативу и бизнес граждан;

— необходимостью упорядочения названий, обязательных требований по составу и качеству продукции, особенно в пищевой промышленности. Это обусловлено тем обстоятельством, что имеющийся в настоящее время набор обязательных требований в многочисленных нормативных документах, технических условиях (ТУ) на продукцию не обеспечивает надлежащие качество и создает, в ряде случаев, опасность для здоровья граждан.

Вопрос 2.3. Сферы применения технического регулирования и объекты

Объектами технического регулирования являются:

– продукция (готовые изделия, сырье, природное топливо, материалы);

– услуги (материальные и нематериальные);

– процессы на отдельных этапах жизненного цикла продукции, которые могут создать риск возникновения опасностей. Под риском понимается вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде с учетом тяжести этого вреда.

Федеральный закон регулирует отношения в следующих сферах деятельности:

— при разработке, принятии и исполнении обязательных требований к продукции или связанными с ними процессам проектирования (включая изыскания) производства, строительства, монтажа, наладки, а также эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

— при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции или связанными с ними процессам проектирования (включая изыскания) производства, строительства, монтажа, наладки, а также эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или услуг;

— при оценке соответствия.

Таким образом, техническое регулирование можно свести к трем главным видам деятельности:

— установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции и процессам жизненного цикла (деятельность по техническому регулированию);

— установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам ЖЦП, выполнению работ по оказанию услуг (деятельность по стандартизации);

— правовое регулирование в области оценки соответствия (деятельность по сертификации).

Четвертая сфера применения технического регулирования – формирование требований, обеспечивающих единое и безопасное функционирование единой системы средств связи.

Действие закона «О техническом регулировании» с учетом внесенных изменений не распространяется:

— на государственные образовательные стандарты, положения аудиторской деятельности и стандарты эмиссии ценных бумаг;

— на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические меры в области охраны труда.

Федеральный закон не регулирует отношения связанные с применением мер по предотвращению возникновения и распространения инфекционных заболеваний человека и по охране почвы, атмосферного воздуха водных объектов, отнесенным к местам массового отдыха и туризма.

Под термином «принятие требований» понимается их утверждение в установленном законом или положением порядке. «Принятие требований» означает их обязательный или добровольный выбор во всех случаях, для которых они приняты. Под «исполнением требований» следует понимать их обязательное соблюдение в соответствующих объектах технического регулирования.

Вопрос 2.4. Цель принятия технических регламентов

Итогом технического регулирования является утверждение технического регламента. Технический регламент – документ, который принят и ратифицирован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или федеральным законом, указом президента, правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям и сооружениям, процессам производства, хранения, перевозки и утилизации). Из этого определения следует, что технический регламент содержит обязательные требования к объектам технического регулирования.

Технические регламенты принимаются в целях:

— защиты жизни или здоровья граждан при использовании продукции и выполнении различных процессов. Связанных с продукцией;

— защиты имущества физических или юридических лиц от риска возникновения различных опасностей при строительстве, эксплуатации, демонтаже;

— охраны окружающей среды жизни или здоровья животных и растений путем установления минимально необходимых ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Реформа технического регулирования должна заменить тысячи действующих ГОСТов, санитарных и строительных правил на сотни технических регламентов. Утверждать технические регламенты предполагается законом для того, чтобы внести ясность для приобретателей о качестве изделий, обеспечив тем самым достижение целей технических регламентов, а так же упростить условия продвижения изделий на рынок.

Так, первый технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ вредных веществ» был утвержден в конце 2005 года и имеет силу Федерального закона. Действие этого технического регламента запретило производство в РФ двигателей внутреннего сгорания, не отвечающих требованиям стандартов ниже ЕВРО-2 по экологическим нормам, а также наложило запрет на ввоз устаревших образцов автомобильной техники из-за рубежа.

Вопрос 2.5. Основные принципы технического регулирования

При разработке технических регламентов, сводов правил, стандартов необходимо придерживаться определенных принципов.

Основные принципы при разработке технических регламентов следующие:

1) соответствие технических регламентов требованиям международных стандартов, уровню развития национальной экономики и материально-технической базы производства;

2) независимости органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов и приобретателей;

3) применение единой системы и правил аккредитации;

4) недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении сертификации и аккредитации;

5) обеспечение единства правил и методов испытаний, измерений при проведении процедур обязательной и добровольной оценки соответствия;

6) недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Первый принцип реализуется путем публикации уведомления о разработке технического регламента, в ежемесячном журнале «Вестник технического регулирования». Разработчик регламента обязан указать требования в техническом регламенте, которые отличающиеся от соответствующих требований международных стандартов или стандартов, действующих в Российской Федерации. Этот принцип указывает на необходимость соответствия продукции и материально-технического уровня испытательных лабораторий мировым показателям.

Второй принцип разработки технических регламентов означает следующее: при подтверждении соответствия в форме обязательной сертификации ее участниками являются три стороны – 1-я изготовитель (продавец) продукции, 2-я орган по сертификации и (или) испытательная лаборатория, имеющая лицензию и аккредитацию, 3-я сторона – приобретатель (пользователь, покупатель) продукции. Под независимостью органов по аккредитации и сертификации (2-й стороны) от приобретателей (3-й стороны) и изготовителей (1-й стороны) следует понимать отсутствие любой формы зависимости – административной, финансовой, экономической. Независимость органа по сертификации предполагает объективную оценку показателей, по которым проводится сертификация.

Применение принципа 3 направлено на то, что проведение работ по аккредитации (доказательство компетентности выполнять работы в определенной области) должны вестись по единым правилам.

Четвертый принцип означает следующее: поскольку в России ежемесячно получают свидетельство об аккредитации большое количество организаций и лабораторий, то может возникнуть конкуренция на проведение работ по сертификации. В этом случае заявителю услуг на подтверждение соответствия предоставляется возможность выбора организации на основе тендера.

Принцип 5 необходимо учитывать при проведении обязательной и добровольной оценки соответствия, при которых правила и методы испытаний проводятся в соответствии с имеющимися методиками, установленными определенными нормативными документами (ГОСТами, Правилами и т.д.).

Последний шестой принцип указывает на то, что контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов возложен на государственные и уполномоченные на то организации, финансируемые из бюджета.

Вопрос 2.6. Содержание технических регламентов

Для достижения основных целей технического регулирования технические регламенты должны содержать необходимые требования, обеспечивающие:

— пожарную безопасность;

— электрическую безопасность;

— ядерную и другие виды безопасности а также единство измерений.

В общем случае структура технического регламента должна содержать следующие основные главы:

1. Общие положения;

2. Общие требования безопасности объекта технического регулирования;

3. Требования безопасности на различных этапах жизненного цикла;

4. Подтверждение соответствия требованиям безопасности;

5. Государственный контроль;

6. Заключительные и переходные положения;

1. В статьях главы «Общие положения» приведены цели применениянастоящего регламента и объекты технического регулирования, дано определение основных понятий, которые важны для однозначного понимания технических регламентов в соответствии со стандартизированными и общепринятыми. Рассмотрены правила идентификации объектов (Идентификация – продукции это установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам).

Приводится перечень нормативных документов (международных и национальных стандартов), законодательных актов РФ, используемых в техническом регламенте. В законе указано: «Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие географических или климатических особенностей РФ; Национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов».

Указываются также объекты, на которые действие технического регламента не распространяется.

2. В статьях главы «Общие требования безопасности объекта технического регулирования» приводится перечень общих требований к безопасности объекта технического регулирования, которые являются наиболее важным поскольку требования по безопасности, не включенные в технический регламент применяются лишь на добровольной основе.

Требования могут задавать следующими способами:

а) общими требованиями, качественно определяющими необходимый уровень безопасности;

б) конкретными численными значениями показателей.

Первый способ станет основным. Второй способ широко применяется нормативных документах РОССТРОя (бывшего ГОССТРОя) – строительных нормах и правилах (СНиПах). Согласно внесенным изменениям в закон технический регламент должен содержать правила идентификации продукции

3. В главе «Требования безопасности на различных этапах жизненного цикла» приведены требования по безопасности при монтаже и наладке, в процессе эксплуатации, включая требования по пожарной, экологической безопасности к материалам, входящим с состав изделия.

4. В главе «подтверждение соответствия требованиям безопасности» должны быть указаны две формы обязательного подтверждения соответствия для продукции – декларирование соответствия и обязательная сертификация. Как следует из концепции ФЗ о техническом регулировании, декларирование соответствия является приоритетной формой подтверждения соответствия. Для таких объектов, как жилые здания и сооружения единственным способом подтверждения соответствия является декларирование.

5. В главе «государственный контроль» указано, что контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента осуществляется федеральным органом исполнительной власти (Федеральные органы исполнительной власти – Минпромэнергетика, Минздравсоцразвития, Минсельхоз, МЧС России и др.). В отношении продукции государственный контроль осуществляется исключительно на стадии обращения продукции (при поставках и реализации). Для других объектов контроль может производиться и на стадиях проектирования, монтажа и строительства органами государственной экспертизы.

6. В главе «заключительные и переходные положения» определяется ответственность субъектов технического регулирования (юридические и физические лица, осуществляющие проектирование, производство, и обращение продукции) за несоблюдение требований технических регламентов. Указывается, что со дня вступления в силу настоящего технического регламента, нормативные документы в части требований безопасности к объекту теряют свою силу. Технический регламент, принимаемый Федеральным законом, вступает в силу по истечении шести месяцев со дня опубликования.

Технический регламент определяет многочисленные требования по обеспечению безопасности, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению конкретного образца продукции.

Федеральным законом «О внесении поправок в Федеральный закон о техническом регулировании» аннулирована статья №8 «Виды технических регламентов», которая предусматривала деление технических регламентов на «общие» и «специальные».

Постановление Правительства РФ ответственным за разработку технических регламентов назначено Министерство промышленности и энергетики.

Вопрос 2.7. Порядок разработки и утверждения технических регламентов

В федеральном законе о техническом регулировании определен порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов.

Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. Обычно, как показывает практика разработки технических регламентов, это компетентная организация, имеющая опыт работ в определенной области, обширную информационную базу из международных и национальных нормативных документов.

О разработке проекта технического регламента в журнале «Вестник технического регулирования» печатается уведомление. В уведомлении указывается разработчик технического регламента, объект технического регулировании, наименование проекта технического регламента, обосновывается его необходимость. Обязательно устанавливается срок публичного обсуждения проекта технического регламента заинтересованных в нем организаций и лиц. Указывается почтовый, телефонный, электронный адрес разработчика и возможность получения копий проекта технического регламента.

Все полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц разработчик сохраняет, производит доработку проекта регламента.

В журнале печатается уведомление о завершении публичного обсуждения проекта. После этого разработчиком проект технического регламента вносится в правительство РФ.

Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию. Заключение экспертной комиссии по проекту технического регламента опубликовывается в журнале «Вестник технического регулирования». В состав экспертных комиссий включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей и других заинтересованных лиц. Заседания экспертных комиссий являются открытыми.

Проект Федерального закона о техническом регламенте принимается в первом чтении Государственной думой, публикуется в печатном издании.

После всестороннего обсуждения, внесения изменений и дополнений готовится проект ко второму чтению в Государственной думе.

После утверждения Государственной Думой проект приобретает силу закона.

Технический регламент может быть принят так же постановлением правительства Российской Федерации и, в особых случаях, международным договором, подлежащим ратификации в установленном порядке.

До 1 января 2010 года должны быть приняты следующие первоочередные технические регламенты:

— безопасность машин и оборудования, колесных транспортных средств;

— безопасность пищевых, химических продуктов;

— безопасность зданий, строительных материалов, сооружений;

— безопасность электрического и энергетического оборудования;

— безопасность изделий медицинского назначения

— безопасность лифтов и упаковки.

Законом о Техническом регулировании предусмотрен особый порядок разработки и принятия технических регламентов. Это относится к исключительным случаям при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровья граждан. Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения.

В переходный период с 2003 по 2010 гг. предстоит разработать примерно 450 технических регламентов. Такой обширный фонд можно создать, если положить в основу существующие ГОСТы, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие нормативные документы. И упростить процедуры принятия технических регламентов.

Вопрос 2.8. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется Федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, государственными учреждениями, уполномоченными па проведение государственного контроля и надзора.

Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции исключительно на стадии ее обращения. Главная цель государственного контроля и надзора – обеспечение безопасности применения объектов технического регулирования.

Органы Государственного контроля и надзора вправе:

— требовать у изготовителя (продавца) предъявления документов, подтверждающих соответствие;

— выдавать предписание об устранении нарушений требований технических регламентов в установленный срок;

— принимать решение о запрете реализации продукции, приостановить или прекратить действие декларации или сертификата соответствия;

— привлекать изготовителя (продавца) к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Вопрос из Темы 3. Техническое регулирование. Требования к техническим устройствам, применяемым на опасных производственных объектах по курсу самоподготовки по промышленной безопасности за 2019 год — «А 1. Основы промышленной безопасности». Этот вопрос входит в билеты Ростехнадзора и применяется при онлайн тестировании по обучающе-контролирующей системе Олимпокс.

При тестировании по системе Олимпокс, на это вопрос приводится несколько вариантов ответов:

Что является объектом технического регулирования?

Варианты ответов:

А) Требования к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Б) Только продукция.
В) Опасные производственные объекты.
Г) Продукция и услуги, связанные только с исполнением обязательных требований к процессам проектирования, производства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Пояснение:

N 184-ФЗ Статья 1 п. 1 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

  • разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее — продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  • хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Правильный ответ:

А) Требования к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

>Объекты технического регулирования

Определение технического регулирования

Определение 1

Техническое регулирование – это нормативно-правовое регулирование качества продукции и услуг, а также принципы проведения оценки его соответствия нормативам.

Управление производственным процессом начинается еще с этапа проектирования будущего товара. Регламентирование требований требует соблюдения выполнения норм с момента применения производственных факторов при создании блага. Все требования носят добровольный характер, однако необходимы для сторонней оценки соответствия качества.

Существует ряд принципов, позволяющих повышать эффективность регулирования. В этой области придерживаются следующих положений:

  1. Правила едины для всех объектов.
  2. Требования должны соответствовать степени технического, экономического и научного развития страны.
  3. Независимость контролирующих и регулирующих органов власти.
  4. Единство применяемых правил и методов для всех участников отношений.
  5. Регламентирование всех видов сделок с учетом их особенностей.
  6. Отсутствие влияния технического регулирования на справедливую конкуренцию.
  7. Запрет на внебюджетное финансирование органов контроля

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Главным документом, определяющим процессы технического регулирования, является технический регламент. Он имеет ту же силу, что и законы страны. Он содержит в себе требования обязательные к исполнению.

Принципы и цели технических требований

Регулирование с помощью технических требований позволяет решить вопрос стандартизации качества выпускаемой продукции или услуг. Так же уменьшается вероятность вмешательства со стороны органов власти в принципы формирования требований. Реализация принципов технического регламентирования сводится к:

  • соблюдению единства правил для всех видов благ;
  • анализу стандартов на соответствие текущим требованиям рынка;
  • автономности деятельности органов, выполняющих контролирующую функцию и выдающих сертификаты соответствия.

Единство качества выпускаемой продукции различными субъектами хозяйствования достигается через применение требований для всех участников экономической деятельности. Соблюдение требований охватывает все этапы производства. Соответствие технической оснащенности, уровня научного прогресса требованиям к создаваемой продукции, позволяет избегать конфликта между производителем и органами контроля. Не менее значимым является разделение ролей для контролирующих органов, и органов, занимающихся сертификацией субъектов хозяйствования. Совмещение этих ролей может привести к злоупотреблении полномочиями.

Требования в регламентах позволяют обеспечить здоровье и безопасность людей на работе и в быту. Они поддерживают защиту окружающей среды, а также уберегают от возможных злоупотреблений в искажении информации, предоставляемой производителями. Покупатель не знает, при каких условиях и как создавался приобретаемый им продукт или услуга. Стандарты защищают его от недобросовестного поведения продавца.

Технический документ включает в себя перечень объектов, требования к ним, правила идентификации. Сюда же относят оценку соответствия и степень, связанного с требованием, риска. Кроме того, регламент содержит требования к техническим особенностям объектов, однако, не вносит конкретных требований к конструкции или ожидаемому результату.

Еще одной особенностью применения требований является повсеместность их действия. Стандарт распространяется на все объекты вне зависимости от страны их происхождения. Как правило, для разработки регламентов используются международные стандарты, что позволяет обеспечивать единство норм и требований. Исключение составляют случаи, когда требования не могут быть предъявлены по объективным причинам, например, природно-климатическим.

Техническое регулирование и его объекты

Федеральный Закон РФ закрепил перечень объектов, к которым применяются технические требования. Среди них выделяют следующие группы:

  1. Любые хозяйственные процессы, относящиеся к созданию благ от использования ресурсов и факторов производства до полной утилизации отходов.
  2. Материальные виды товаров.
  3. Безопасность в области обеспечения жизненного цикла продукции.

Существует ряд исключений, не подлежащих регулированию техническими регламентами. Сюда относят стандартизацию в сфере образования, бухгалтерского учета и аудита, сферу связи и обслуживания радиочастот. Так же общему регламентированию не подвергаются технические средства обороны страны, средства информационной защиты.

Кроме того, Федеральный Закон не распространяет свое действие на стандартизацию медицинских услуг, методы поддержания экологической безопасности, принципы использования лекарств и других фармацевтических препаратов, обеспечение ядерной и промышленной безопасности, работу в сфере космического строения.

Объекты и субъекты технического регулирования

Объектами технического регулирования, представленными в технических регламентах, являются:

  • 1. Продукция».
  • 2. Процессы жизненного цикла продукции, непосредственно связанные с обеспечением безопасности продукции.

К объектам, частично или полностью исключенным из сферы применения норм ФЗ о техническом регулировании, относятся: а) государственные образовательные стандарты; 6) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету; в) правила (стандарты) аудиторской деятельности; г) сеть связи РФ; радиочастотный спектр; д) сфера обороны и средства защиты сведений, составляющих государственную тайну.

Согласно последним изменениям ФЗ о техническом регулировании, закон не регулирует отношения, связанные: а) с применением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических мер по предотвращению массовых инфекционных заболеваний, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением разработки, принятии и исполнении обязательных требовании к продукции, в том числе медицинской технике, пищевой продукции), б) с использованием мер по охране окружающей среды; в) с обращением лекарственных средств; г) с установлением требований промышленной безопасности; д) с установлением требований по ядерной безопасности, а также радиационной безопасности (за исключением требований к продукции); е) с установлением требований к продукции и процессам в области космической деятельности.

Субъектами технического регулирования являются органы власти (Правительство и министерства РФ).

В соответствии с проведенной в 2004 г. административной реформой к субъектам, наделенным исполнительно-распорядительными полномочиями на федеральном уровне, относятся Президент и Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (далее — ФОН В). Определена трехзвенная структура ФОИВ:

  • • федеральные министерства;
  • • федеральные службы;
  • • федеральные агентства.

Все ФОИВ находятся в подчинении вышестоящих органов.

В этой трехзвенной (трехуровневой) системе у каждого звена свои задачи:

  • • министерство — выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование;
  • • служба — осуществление надзора и контроля;
  • • агентство — оказание государственных услуг, управление государственным имуществом (в том числе научно-исследовательскими институтами), осуществление правоприменительных функций в установленной сфере деятельности.

Такая структура призвана исключить возможность абсолютной монополии того или иного ФОИВ в возглавляемой им сфере деятельности, предупредить случаи возникновения конфликта интересов в процессе деятельности в указанной сфере.

Основными субъектами деятельности в сфере технического регулирования являются:

Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России);

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Агентство Госстандарт подчинено Минпромторгу России. Эти два ФОИВ отличаются по выполняемым функциям.

Минпромторг России выполняет функции федерального органа по техническому регулированию.

В министерстве функционирует структурное подразделение — Департамент государственной политики в области технического регулирования и метрологии.

Минпромторг России утверждает административные регламенты исполнения Госстандартом государственных услуг (функций) — ведение федерального информационного фонда технических регламентов, перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, и пр.

Госстандарт является национальным органом по стандартизации и практически (неформально — по закону) национальным органом по метрологии. В отличие от Минпромторга России Росстандарт имеет не только центральный аппарат, но и территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

Агентство выполняет следующие функции: разрешительные (выдача лицензий); по управлению имуществом (в его ведении имеются научно-исследовательские институты, а также государственные метрологические службы); по оказанию услуг (метрологических); по надзору (надзор за соблюдением требований технических регламентов, национальных стандартов, правил метрологии).

Являясь национальным органом по стандартизации, Росстандарт выполняет ряд задач, в том числе утверждает национальные стандарты; организует публикацию и распространение национальных стандартов; представляет Российскую Федерацию в международных организациях по стандартизации.

Основные принципы технического регулирования

Декларируемые в ст. 3 ФЗ о техническом регулировании принципы должны учитываться при организации работ по техническому регулированию, разработке регламентирующих документов и практической деятельности.

Техническое регулирование должно создавать основу для решения двух комплексов задач: а) регулирование внутреннего рынка: б) создание благоприятных условий для развития внешней торговли.

1. Соответствие системы технического регулирования уровню развития национальной экономики, материально-технической базы и научно-технического развития

Требования, закладываемые в ТР и стандарты, должны: а) разрабатываться, с одной стороны, с учетом возможности их технической реализации и последствий их введения для национальной экономики, бизнеса и потребителей; б) с другой стороны, с учетом мирового уровня научно-технического развития, иначе документы в сфере технического регулирования превращаются в инструмент стагнации экономики и снижения конкурентоспособности отечественной продукции.

2. Применение единых- правил установления требований к продукции и процессам ЖДЯ, а также к выполнению работ или оказанию услуг

Принцип касается прежде всего установления требований к безопасности продукции и означает, что: а) требования формулируются единообразно независимо от вида статуса продукции и процессов, формы собственности и юридического разработчика регламента и предпринимателя; б) единство н обязательность для исполнения на всей территории страны требований ТР, принятых Российской Федерацией;

  • в) устанавливаются единым субъектом — государством — с помощью единого носителя обязательных требований — технического регламента.
  • 3. Формирование механизма технического регулирования на основе оценки риска применения продукции

Разработчикам ТР и производителям необходимо доказывать, что риски, относящиеся к конкретной продукции, устранимы или минимизированы.

4. Недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР

Принцип направлен на исключение влияния частного капитала на деятельность, являющуюся по закону деятельностью государственного органа.

5. Установление в ТР эксплуатационных характеристик продукции

Различия одноименной продукции, произведенной по разной технологии в разных странах, не станет причиной барьера в торговле, если в ТР устанавливать не конструкционно-технологические, а эксплуатационные требования.

6. Предупреждение дискриминации

Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции. ТР, применяемые для допуска в страну импортируемой продукции, должны устанавливать не менее благоприятный режим, чем для собственной продукции на свой рынок. Этот же принцип распространяется на процедуры оценки соответствия. Принцип исключает политику «двух стандартов».

7. Обеспечение условий для взаимного признания в Российской Федерации иностранных государствах — торговых партнерах Российской Федерации результатов подтверждения соответствия.

Разобранные принципы 1—5 используются для регулирования на внутреннем рынке, принципы 6, 7 — на внешнем рынке.

В ФЗ о техническом регулировании декларирован целый ряд других принципов технического регулирования. Поскольку они относятся к сфере оценки соответствия, то будут разобраны в гл. 4.

Что является объектом технического регулирования в Федеральном законе № 384-ФЗ?

  • Какие здания и сооружения относятся к нормальному уровню ответственности?
  • Как проводится оценка соответствия машин и (или) оборудования в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 010/2011?
  • Какие требования энергетической эффективности зданий и сооружений установлены Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ?
  • Что является объектом технического регулирования в Федеральном законе № 384-ФЗ?
  • Какие требования механической безопасности к строительным конструкциям и основаниям зданий и сооружений установлены Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ?
  • Какие требования устанавливает Технический регламент ТР ТС 010/2011?
  • Какие минимально необходимые требования устанавливает Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ?
  • Как осуществляется подтверждение соответствия машин и (или) оборудования в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 010/2011?
  • Чем характеризуется предельное состояние строительных конструкций и основания по прочности и устойчивости?
  • Какие требования к строительным материалам и изделиям, применяемым в процессе строительства зданий и сооружений, установлены Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ?
  • По каким признакам идентифицируются здания и сооружения в Федеральном законе от 30.12.2009 № 384-ФЗ?
  • Что устанавливают приложения № 1 и № 2 к Техническому регламенту ТР ТС 010/2011?
  • Какие требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям установлены Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ?
  • Как обеспечивается уровень безопасности машин и оборудования и должен ли устанавливаться допустимый риск при разработке (проектировании) в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 010/2011?
  • Какие требования безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду установлены Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ?
  • Какие здания и сооружения относятся к повышенному уровню ответственности?
  • Какова частота пересмотра национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ?
  • В результате применения каких документов в области стандартизации обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ?
  • Какие здания и сооружения относятся к пониженному уровню ответственности?
  • Какие уровни ответственности зданий и сооружений предусматривает Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ?

Техническое регулирование

Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в трех областях:Ст. 2:

  • в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  • в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг (в рамках Евразийского экономического союза эта область отсутствует);
  • в области оценки соответствия.

Обязательные требования устанавливаются техническими регламентами.:Ст. 2

Основные принципы

  • Единство правил установления требований к объектам технического регулирования.
  • Соответствие уровню развития экономики, материально-технической базы, научно-технического развития.
  • Независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей.
  • Единство системы и правил аккредитации.
  • Единство правил и методов исследований и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия.
  • Единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок.
  • Недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации.
  • Недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию.
  • Недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Примечания

  1. Боридько, 2007, с. 348.
  2. 1 2 О техническом регулировании (с изменениями на 5 апреля 2016 года) (редакция, действующая с 1 июля 2016 года)
  3. Приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе

Литература

  • Боридько С. И., Дементьев Н. В., Тихонов Б. Н. Метрология и электрорадиоизмерения в телекоммуникационных системах. — М.: Горячая линия -Телеком, 2007. — 374 с. — ISBN 5-93517-338-7.

Что является объектом технического регулирования?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *