Чем заменить солнечный свет для человека

Содержание

Что поможет заменить солнце

0612.18 Ирина 0

Осенне-зимний период года – один из наиболее сложных для человеческого организма. В это время года на небе сплошные тучи, солнышко в период с ноября по март – редкий гость. Темнее в этот период очень рано, а светает – поздно, поэтому человеческий организм испытывает недостаток солнечной энергии. Она оказывает воздействие на множество процессов в человеческом организме, способствует выделению различных гормонов и формирует иммунитет человека.

Решить проблему нехватки солнечного света можно. В это время года необходимо помочь организму, усилить его, путем приема витамина Д. Поэтому правильно выбранное питание для «хмурого» времени года, способно восполнить недостаток гормонов и питательных элементов.

Питание организма от солнечного света

Как восполнить витамин Д

Данный элемент вырабатывается при контакте человеческого организма с солнечными лучами. Достаточно 20 минут ежедневного контакта с солнечным светом и человек будет «заряжен» витамином Д. В темный период года нехватка этого витамина должна компенсироваться продуктами питания, которые содержат этот элемент. Наибольшие запасы витамина Д в таких продуктах:

  • Рыба (сельдь, лосось, скумбрия);
  • Печень;
  • Сметана и сливочное масло;
  • Яйца, мясо.

Триптофан и серотонин

Кроме витамина Д солнечный свет способствует выработке гормона настроения – серотонина. Он способствует формированию положительных эмоций, принятию правильных решений. Вырабатывается серотонин из определенной аминокислоты – триптофана, которая не может синтезироваться в организме самостоятельно. Для ее выработки организм нуждается в витаминах В и Д, а также различных микроэлементов. Ну и конечно солнечном свете.

Есть ряд продуктов, которые смогут помочь организму вырабатывать триптофан:

  • Сыр (триптофан, витамины А и Е);
  • Яйца;
  • Сливы (содержат магний и калий);
  • Брокколи – богата целым рядом полезных питательных элементов;
  • Бобовые культуры;
  • Ягоды;
  • Рыба и другие морепродукты.

Мелатонин и его влияние на сон человека

Еще один гормон, недостаток которого испытывает организм человека в осенне-зимний период – мелатонин. Он отвечает за здоровый сон человека. Синтезируется он в человеческом организме во многом благодаря солнечному свету, однако, ряд продуктов питания также способны его восполнить для человеческого организма.

К ним относятся:

  • Кукуруза, ячмень, овсяная крупа, рис;
  • Бананы, инжир, орехи;
  • Петрушка, помидоры, редька.

Влияние солнечного света на иммунитет организм

Научно доказано, что солнечный свет оказывает влияние на укрепление иммунитета и сопротивляемости человеческого организма различным заболеваниям.

Чтобы компенсировать нехватку солнца в темное время года, необходимо добавлять в пищу:

  • Имбирь и миндаль;
  • Рыба и морепродукты;
  • Чеснок, яблоки, лимон;
  • Овощи красного и оранжевого цвета;
  • Редька;
  • Кисломолочные продукты.

Есть ряд продуктов питания, которые оказывают антибактериальное действие на организм человека. К ним относят:

  • Хрен, чеснок, лук;
  • Имбирь;
  • Мед, прополис;
  • Калина (нельзя употреблять тем, у кого есть склонности к образованию тромбов;
  • Березовые почки;
  • Базилик, лавровый лист;
  • Яблочный уксус (нельзя употреблять в чистом виде, поэтому его употребляют в составе каких-либо блюд).

Вот такие нехитрые способы помочь организму восполнить недостаток необходимых питательных микроэлементов и витаминов. С помощью правильного питания можно в значительной мере облегчить страдания человеческого организма в осенне-зимний период года.

Задание 5. 1. Почему поздней осенью солнце греет слабее, чем летом?

1. Почему поздней осенью солнце греет слабее, чем летом?

2 балла

О т в е т : поздней осенью солнце поднимается невысоко, поэтому греет слабее, чем летом, воздух хорошо не нагревается, больше облаков, чаще идут холодные дожди, переходящие в снег. Небо поздней осенью бледно-голубое.

2. Какие хищные птицы охотятся ночью?

3 балла

О т в е т : филин, сова.

3. Какие хищные животные сами не охотятся за добычей? 3 балла

О т в е т : животные-падальщики (гиены, грифы)

4. Как звери готовятся к зиме?

2 балл

О т в е т : делают запасы пищи на зиму, накапливают жир, впадают в спячку. Покровы тела становятся более тёплыми, густыми и светлыми под цвет снега.

5. Как нужно вести себя у водоемов с молодым льдом? Что нужно делать, если провалишься или оступишься в холодную воду? 3 балла

О т в е т : очень осторожно, ни в коем случае не заходить за кромку льда. А если уж ты попал в беду, выжать одежду, вылить воду из обуви и двигаться быстрее домой.

6. Назовите времена года в том порядке, как они следуют друг за другом. Почему происходит смена времен года? 3 балла

О т в е т : на Земле выделяют 4 времени года: зиму, весну, лето, осень. Главные из них – это зима и лето. Они резко отличаются друг от друга. Весна и осень – переходные времена года. Времена года изменяются в зависимости от изменения высоты Солнца над горизонтом. Солнце – ближайшая к нам звезда, дает нам свет и тепло.

7. Отчего бывает радуга? Какие цвета радуги вы знаете?

4 балла

О т в е т : солнечный свет – это звездный свет, так как Солнце – звезда. Солнечный свет состоит из многих лучей разного цвета. Проходя через воздух, капельки воды, льдинки, стекло, эти лучи разделяются – от этого возникает радуга.

Чем выше Солнце – тем больше в воздухе рассеиваются голубые лучи, чем ниже – тем больше все лучи смешиваются, образуя обычный смешанный свет, и небо кажется бледнее.

Привычный нам солнечный свет имеет сложный состав. Он состоит из лучей разных цветов, самые яркие из которых – темно-красные, оранжевые, желтые, голубые, зеленые, синие и фиолетовые, но по пути от Солнца до Земли они смешиваются, и мы видим привычный нам белый свет.

8. Какова очередность листопада у различных деревьев? Объясните существование такой очередности.

4 балла

О т в е т : вначале сбрасывают листья теплолюбивые растения, за ними – менее теплолюбивые; последними сбрасывают лист холодостойкие растения: клен, акация, яблоня, груша, береза.

Листьям теплолюбивых растений для образования живого вещества требуется больше тепла и света, и они более чутко реагируют даже на небольшое изменение тепла и света.

9. Как изменяется внешний вид листьев при листопаде? Почему?

3 балла

О т в е т : летом живое вещество в листьях хорошо поглощает солнечное тепло и свет. Особенно активно поглощаются темно- красные и синие лучи – они наиболее полезны. А вот зеленых лучей листу нужно совсем немного, и они их отражают. Поэтому такими мы их и видим. Так устроены почти все хвойные и лиственные растения.

Растения осенью при похолодании значительно уменьшают «аппетит», а при сильных похолоданиях совсем прекращают потреблять воду и углекислый газ. Оставшееся в листе ненужным, живое вещество умирает, при этом окрашиваясь в красный и желтый цвета, но эти красивые краски – цвета умерших листьев, и растение легко их сбрасывает.

10. Какое растение называется солнцекрутом? Почему?

6 баллов

О т в е т : подсолнечник.

Недостаток солнца: чем грозит и что делать

Так уж исторически сложилось, что некоторым людям приходится жить там, где солнца так мало, что это отражается на их здоровье. Особенно, если ничего с этим не делать.

Самые пасмурные города России

В некоторые города Отечества международное солнце доставляет меньше света из-за пасмурной погоды.

Количество пасмурных дней в году в некоторых городах России:

  1. Якутск – 223 дней
  2. Мурманск – 209 дней
  3. Южно-Курильск – 194 дней
  4. Нижний Новгород – 182 дней
  5. Санкт-Петербург – 180 дней
  6. Москва – 172 дней
  7. Уфа, Пермь, Новосибирск, Петропавловск-Камчатский – около 168 дней
  8. Казань и Хатанга – 157 дней
  9. Калининград и Саратов – около 140 дней
  10. Ростов-на-Дону – 126 дней.

Данные: Российский государственный гидрометеорологический университет / ngzt.ru

А вот, кстати, наоборот, самые солнечные города России, жители которых, пожалуй, могут с этого места дальше не читать статью: Троицк, Омск, Хабаровск, Владивосток, Иркутск, Краснодар.

Тем не менее чем ближе к 22 декабря (самый короткий день), тем меньше солнца становится во всем Северном полушарии, что влечет за собой иногда серьезные последствия для здоровья.

Причина сезонных изменений настроения, самочувствия – изменение выработки гормонов, напрямую связанная от степени освещенности.

Дефицит солнца влияет: на сердечно-сосудистую систему, эндокринную систему, репродуктивную сферу, иммунную систему, нервную систему, настроение и биоритмы, на обновление кожи, волос и ногтей. Кроме того, при дефиците солнца нарушается выработка витамина D – одного из важнейших в организме.

Нехватка витамина D

Витамин D в значительной части синтезируется нашим телом под воздействием прямых солнечных лучей (ультрафиолета). Соответственно, чем ближе 22 декабря (или если вы вдруг переехали из Краснодара в Питер), тем меньше витамина D оказывается в вашем организме.

Недостаток этого важного витамина может грозить серьезными последствиями.

Повышение риска рака. В 1980 году Седрик Гарланд и Фрэнк Гарланд опубликовали в журнале «International Journal of Epidemiology» результаты своих исследований — достаточное количество витамина D в организме существенно снижает риск заболеть раком толстой кишки. Предположение, что солнечный свет может защищать от рака, впервые сформулировали еще в 1937 году Сигизмунд Пеллер и Чарльз Стефенсон. Потом, в 1941 году, обнаружили, что онкологическая смертность зависит от широты проживания: чем ближе к экватору (чем больше солнца), тем меньше людей умирает от рака толстой кишки.

Позже появились сведения и о важности витамина D в борьбе против других видов рака. Цифры, опубликованные в обзоре «Витамин D для предотвращения рака: глобальные перспективы», который сделали Гарланды с соавторами, впечатляют. У людей, достаточно времени проводящих на солнце или же принимающих кальций и витамин D внутрь (1,100 МЕ витамина D и 1,450 мг/ день кальция), на 50% и больше снижался риск заболеть раком простаты, груди или кишечника.

Предложено около десятка механизмов работы витамина D на иммунитет: “солнечный витамин” регулирует рост, дифференцировку клеток и апоптоз, ингибирует рост сосудов, оказывает противовоспалительное действие и некоторые другие.

Недостаток витамина D и сезонный набор веса

Недостаток витамина D также по подозрению ученых – одна из причин набора веса (а точнее: одна из причин перебора калорий).

Витамин D необходим для выработки лептина – особого гормона, который отвечает за чувство насыщения во время еды. Если его становится меньше, утолить голод сложнее, обычные порции кажутся маленькими, человек начинает потреблять больше калорий и неминуемо полнеть.

Ученые из Швеции провели эксперимент: обследовали более 100 полных людей, у 70% из которых в организме наблюдался недостаток витамина D. Всем участникам исследования он был назначен в виде добавок, и уже через 2 месяца большинство из них стали худеть – притом, что в еде их никто не ограничивал.

Сколько надо витамина D и как его получить

В принципе человек, который разнообразно питается, регулярно и подолгу бывает на открытом воздухе, не должен испытывать недостатка в витамине D. Но в том-то и проблема, что современный образ жизни предполагает закрытые помещения и однообразную еду на скорую руку.

По действующим рекомендациям, в день человеку необходимо 600 ME. Эту дозу можно получить с пищей, если регулярно питаться жирной рыбой.

Содержание витамина D в продуктах питания.

Чтобы получить 400 МЕ витамина, нужно ежедневно съедать 150 г лососины или 900 г трески.

Однако мы редко едим жирную рыбу каждый день и поэтому без солнца не обойтись никак. И чем севернее вы живете, тем важнее для вас есть жирную рыбу, яйца, печень и ловить имеющиеся солнечные лучи.

Солнечные ванны нужны при этом довольно продолжительные. Вот одна из рекомендаций: 30 минут на солнце каждый день. Если вы загораете на широте, соответствующей Испании или Калифорнии, то 12 минут солнечных ванн в день при открытых 50% тела дадут вам 3000 МЕ в день.

Может ли помочь солярий?

Да, но не любой. Многие лампы дают другой УФ-спектр, не такой, как у солнца, — ультрафиолет с длиной волны A (320—400 нм) делает более мягкое воздействие на кожу, дает загар, но слабо соответствует солнечному излучению. А вот длина волны B (280—320 нм) – больше соответствует необходимому для выработки витамина D.

Доля излучения лампами волн спектра B указывается в характеристиках ламп для солярия.
Например, обозначение: UVB 1% означает, что из всего излучения лампы в УФ диапазоне 1% приходится на УФ-В. Эта величина в разных типах ламп меняется от 0,1% до 6%. Лампы с излучением УФ-В более 4% применяются только в США и для Европы не производятся.

Поэтому солярий солярию рознь и количество получаемого от сеанса витамина D зависит от характеристик ламп и не напрямую соответствует полученной степени загара.

Кроме солярия и жирной рыбы восполнить некоторые формы витамина D в организме можно с помощью пищевых добавок, например в редакции Зожника регулярно используется в осенне-зимний период вот такая банка:

Дефицит серотонина из-за нехватки солнца

Впрочем, недостаток витамина D – не единственный минус, вызванный уменьшением света в жизни.

Недостаток света связывают с угнетенным состоянием психики, со склонностью к депрессиям. Когда свет попадает на сетчатку глаза, в мозг посылается нервный импульс: пора вырабатывать серотонин. Этот “гормон счастья” обладает успокаивающим действием, снимает нервное напряжение, расслабляет и дает ощущение удовольствия.

Простимулировать выработку серотонина можно, употребляя индейку, бананы или шоколад. Эти продукты содержат аминокислоту триптофан, из которой вырабатывается гормон счастья. Но в любом случае, недостаток света способствует серьезному снижению уровня серотонина.

В Москве продолжительность сияния солнца в среднестатистический декабрьский день составляет не более 2 часов. В комнате в осенне-зимний период света в 300 раз меньше, чем на улице в яркий солнечный день.

Собственно, самый эффективный способ борьба за серотонин – больше света. В северных странах (и во времена СССР для жителей севера) настоятельно рекомендуется использование специальных ламп для восполнения нехватки света осенью и зимой.

Светотерапия считается естественным методом избавления от депрессии, с помощью которой можно значительно улучшить состояние. Более того, для жителей севера еще во времена СССР профилактика здоровья с помощью светотерапии была обязательной. И для этого существуют даже специальные лампы:

Освещение ламп для светотерапии составляет от 2500 до 10 000 люкс, что приравнивается к солнечному освещению в летний день. Для терапевтического эффекта достаточно 2 недель, а результат сеанса ощущается уже после нескольких дней лечения.

Лампы можно использовать даже во время работы, установив их на нужном расстоянии от экрана компьютера (во время сеанса лечебного лампы обычно размещаются на расстоянии 30-40 см от пациента). Для успешности лечения рекомендуется проводить сеансы с утра для того, чтобы “зарядиться” энергией на весь день.

Тем не менее, можно обойтись и без специальной лампы – просто больше гуляйте на улице, даже в пасмурный день и меньше закрывайтесь от света за солнечными очками.

Проблема с засыпанием из-за нехватки солнца

Еще одна неожиданная проблема, с которой многие сталкиваются. В норме вечером организм начинает вырабатывать гормон мелатонин, когда его концентрация увеличивается, мы чувствуем желание лечь спать. Если же его мало, остаемся активными и заснуть не можем.

Механизм уменьшения мелатонина зимой: для его выработки нужна не только темнота (перед сном), но и свет. Дело в том, что для выработки этого гормона необходим тот же серотонин, для которого как раз и нужен свет.

Все рецепты от нехватки солнца

Итак, вот перечень “рецептов” от нехватки солнца в нашем организме. И чем севернее и темнее обстановка у вас за окном, тем важнее для вас не игнорировать эти советы.

1. Ешьте больше продуктов, богатых витамином D и способствующие выработке серотонина (и прежде всего жирную рыбу: лосось). В крайнем случае: используйте добавки с витамином D. Также поднажмите на продукты, способствующие выработке серотонина: бананы, шоколад, индейку, яблоки, сливы, ананас.

2. Больше и чаще гуляйте, открыв солнцу по возможности больше неприкрытой кожи. Но даже в пасмурную погоду гулять полезно: освещенность намного выше, чем в закрытом помещении и положительно влияет на вас.

3. Ходите в солярий, а лучше – летайте на море на пару недель в декабре-январе. Если нет возможности – просто поднажмите на пункты выше.

4. Купите лампу для светотерапии (но путевку на море все же лучше).

5. Занимайтесь тренировками. Силовые тренировки также повышают так необходимый нам в темное время года уровень серотонина.

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи


ПОДЕЛИТЬСЯ
Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер, материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. «Предисловии»
* * *
ОКТЯБРЬ
3-я и 4-я неделя
Осень
Для детей 4-5 лет
1. Рекомендую рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь).
2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев.
3. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.
4. Познакомить с названием осенних месяцев и их признаками. Материал для рассказа может быть таким:

    Сентябрь — первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
    Октябрь — второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
    И последний месяц осени — предзимье — ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.

Помочь запомнить информацию.

5. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.
6. Словарная работа и работа над слоговой структурой слова.
Объясните значение слова «листопад». Попросите ребенка проговорить слово по слогам.
Объясните значение словосочетаний: «моросит дождь», «серые тучи», «исчезают цветы».
7. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Туча — тучка.
    Солнце — …
    Дождь — …
    Ветер — …

8. Упражнение «Закончи предложение» на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.
9. Упражнение «Ответь на вопросы» в образовании прилагательных от существительных.
10. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным.

    1 лужа, 2 …, 3…, 4…, 5…
    1 лист, 2 …, 3…, 4…, 5…
    1 туча, 2 …, 3…, 4…, 5…

11. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.

    Определи, чего не бывает осенью.
    — Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    — Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    — Набухают почки, распускаются листья.
    — Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    — Дикие животные не делают запасы корма.

12. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).

    Осень
    Осень. По утрам морозы.
    В рощах желтый листопад.
    Листья около березы
    Золотым ковром лежат.
    (Е. Головин)
    Миновало лето,
    Осень наступила.
    На полях и рощах
    Пусто и уныло.
    Птички улетели,
    Стали дни короче,
    Солнышка не видно,
    Темны, темны ночи.
    (А. Плещеев)
    Осень наступила,
    Высохли цветы,
    И глядят уныло
    Голые кусты.
    Туча небо кроет,
    Солнце не блестит,
    Ветер в поле воет,
    Дождик моросит.

13. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

    Дождик с самого утра,
    Птицам в дальний путь пора,
    Громко ветер завывает,
    Это все когда бывает?
    (Осенью)
    Летом вырастают, а осенью опадают.
    (Листья)
    Шумит он в поле и в лесу,
    А в дом не попадает.
    И никуда я не иду,
    Покуда он гуляет.
    (Дождь)

14. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок на тему «Осень».
15. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова «Осень на пороге», «Кто куда».
16. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
— А. Вивальди Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
— П. И. Чайковский «Осенняя песня (октябрь) из цикла «Времена года».
— В. А. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
17. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев «Осенняя ночь в Петербурге».
В. Поленов «Золотая осень».
Для детей 5-7 лет
1. Рекомендую побеседовать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью. Также сравнить погоду ранней и поздней осенью.
2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.

3. Вспомнить названия перелетных птиц (см. тему «Перелетные птицы»), почему они так называются.
4. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.
5. Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков. Пополнить знания детей дополнительной информацией. Материал для рассказа может быть таким:

    Сентябрь — первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
    Октябрь — второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
    И последний месяц осени — предзимье — ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.

Помочь запомнить информацию.
6. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.
7. Словарная работа. Уточнить у ребенка, знает ли он значение слова «листопад». От каких двух слов оно произошло?
8. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Туча — тучка.
    Солнце — …
    Дождь — …
    Ветер — …

9. Упражнение «Закончи предложение» на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.
10. Упражнение «Ответь на вопросы» в образовании прилагательных от существительных.
11. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным.

    1 лужа, 2 …, 3…, 4…, 5…
    1 лист, 2 …, 3…, 4…, 5…
    1 туча, 2 …, 3…, 4…, 5…

11. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.

    Определи, чего не бывает осенью.
    — Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    — Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    — Набухают почки, распускаются листья.
    — Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    — Дикие животные не делают запасы корма.

12. Упражнение «Скажи наоборот» на употребление антонимов.
13. Словарная работа. Знакомство с пословицами.
Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить.

    — Лето — со снопами, осень- с пирогами.
    — В ноябре зима с осенью борется.
    — Холоден сентябрь, да сыт.

14. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.

    Определи, чего не бывает осенью.
    — Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    — Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    — Набухают почки, распускаются листья.
    — Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    — Дикие животные не делают запасы корма.

13. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).

    Осень
    Опустел скворечник, улетели птицы,
    Листьям на деревьях тоже не сидится.
    Целый день сегодня все летят, летят…
    Видно, тоже в Африку улететь хотят.
    (И. Токмакова)
    Осень
    Скучная картина! Тучи без конца,
    Дождик так и льется, лужи у крыльца.
    Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
    Еще просит сердце света и тепла.
    (А. Плещеев)

14. Развитие логического мышления.
А) Учимся отгадывать загадки.

    Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?
    (Осенью)
    Летом вырастают, а осенью опадают.
    (Листья)
    Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
    И бормочет и поет, убаюкивает?
    (Дождь)

Б) Упражнение «Правильно — неправильно» на развитие понимания причинно-следственных связей.

    Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.
    Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.

15. Развитие связной устной речи.
А) Учимся отвечать на вопросы полным, распространенным предложением.

    Какая погода осенью?
    Какой идет дождик осенью?
    Где завяли цветы?
    Листья опадают откуда?
    Какие птицы улетели? Куда?
    Что собрали колхозники.

Б) Пересказ с опорой на вопросы.

    Осень.
    Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.

Сначала поговорить с ребенком о том, что в каждом рассказе есть зачин (первое предложение), основное содержание (2-7 предложений) и окончание (последнее предложение). Предложите ребенку в прочитанном рассказе найти зачин, основное содержание и конец.
Вопросы:
— Как светит солнце?
— Какие стали дни, а какие ночи?
— Что происходит с листьями?
— Что делают люди осенью в садах и на огородах?
— Куда улетают перелетные птицы?
16. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок к рассказу «Осень». Желательно, чтобы ребенок сделал несколько рисунков (по одному рисунку на каждое предложение) и использовал эти рисунки для пересказа.
17. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова «Осень на пороге», «Кто куда».
18. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
А. Вивальди. Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
П. И. Чайковский «Осенняя песня (октябрь) из цикла «Времена года».
В. А. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
19. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев. «Осенняя ночь в Петербурге».
В. Поленов «Золотая осень».
См. также:
Золотая осень (кладовая материалов)
Логопедические домашние задания на другие недели
Автор статьи: Оксана Макерова,
специально для портала «Солнышко»
Опубликовано 10 октября 2007 г.
Комментарии к статьям
Развитие речи. Октябрь
01.10.2007, 21:31
галина
Отлично. мы тоже так же занимаемся 07.10.2007, 22:05
лена
мне очень нравятся все занятия. Огромное вам спасибо. 10.10.2007, 10:17
Татьяна
Огромное спасибо за все занятия. 16.10.2007, 10:27
Линара
мне понравилось, а есть для детей 3х лет 17.10.2007, 19:45
Оксана Сергеевна
Ответ Линаре.
Есть материал для детей 3 лет,но он в стадии систематизации,более адаптирован для умственно отсталых детей. 18.10.2007, 20:22
Сергиевская Елена
Оксана, хочу поблагодарить Вас за домашние задания. Я работаю в детском садике и использую Ваш материал как дополнение к нашей программе по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. 05.10.2011, 17:56
Светлана
Хорошая работа. Много полезного. Спасибо. 28.11.2011, 19:23
Зульфия
Прекрасная копилка для начинающего логопеда! Спасибо.

Мало Солнца: 6 впечатляющих случаев борьбы с недостатком солнечного света


Необычные способы борьбы с недостатком солнечного света

В декабре световой день становится максимально коротким. Мы приходим на работу, когда еще темно, уходим в темноте, практически не видя реального солнечного света, а это весьма негативно влияет на наше психологическое состояние. Но в мире уже придумано немало оригинальных способов, как сделать жизнь зимой более светлой и яркой. И сегодня мы расскажем про 6 впечатляющих случаев борьбы с недостатком Солнца из разных уголков планеты.

Солнечные зеркала для норвежского города Рьюкан

В это сложно поверить, но в норвежском городе Рьюкан с населением более трех тысяч человек вообще не бывает солнечного света. Конечно, естественное освещение в дневное время суток там есть, но прямые солнечные лучи никогда не доходят напрямую в низину, где находится этот населенный пункт.


Солнечные зеркала для норвежского города Рьюкан

Спустя более, чем сто лет после основания Рьюкана, жители этого города решили наконец-то исправить данную проблему. В 2013 году на вершине находящегося рядом горного хребта они установили три огромных зеркала площадью 17 квадратных метров каждое. Эти конструкции улавливают солнечные лучи и направляют их на улицы населенного пункта, расположенного внизу.

Солнечные зеркала для норвежского города Рьюкан

Правда, таким оригинальным способом освещается далеко не весь Рьюкан. Пятно солнечного света появляется лишь на его центральной площади – популярном месте прогулок детей и взрослых.

Солнечные зеркала для норвежского города Рьюкан

Интересно, что реализовать подобную идею в Рьюкане предлагали еще сто лет назад работники расположенной рядом гидроэлектростанции, но тогда у города не нашлось денег для запуска проекта. Сейчас же муниципальные власти вложили в доставку солнечного света на улицы 800 тысяч евро.

Солнечные зеркала для норвежского города Рьюкан

Искусственный рассвет Солнца в Днепропетровске

В погожие вечера в украинском городе Днепропетровск можно увидеть уникальное явление – две Луны, одновременно зависших на небе. Правда, природа этого феномена – не естественная, один из объектов создан человеческими руками по проекту известного датско-исландского художника Олафура Элиассона.


Рассвет Солнца над Днепропетровском от художника Олафура Элиассона

Скульптура «Рассвет над Днепропетровском» находится на территории одного из крупнейших в Европе сталелитейных заводов, открывшегося в городе в 2012 году. Этот промышленный объект является также музеем современного искусства – несколько работ Олафура Элиассона установлены, в том числе, и в литейных цехах.

Рассвет Солнца над Днепропетровском от художника Олафура Элиассона

Но искусственное Солнце можно увидеть практически в любой точке Днепропетровска. Оно зависает над левобережьем города, озаряя своим светом ближайшие районы. Интересно, что в качестве источника электричество этот объект использует солнечные лучи. В течение дня их энергия накапливаются в аккумуляторах, питающихся от солнечных панелей. С заходом реального Солнца за горизонт вечером над городом появляется новое светило, дарящее днепропетровчанам «заначку» естественного света.

Рассвет Солнца над Днепропетровском от художника Олафура Элиассона

Искусственное Солнце на задымленных улицах Пекина

Жители китайской столицы, как и норвежцы из города Рьюкан, редко видят настоящий солнечный свет. Жить в полутьме обитателей Пекина заставляет высокий уровень загрязненности воздуха в этом мегаполисе. Бывают целые недели, когда на его улицах не появляются солнечные лучи – небо полностью затянуто смогом.


Artificial Sunrise — искусственное Солнце на задымленных улицах Пекина

В последние годы власти Пекина и Китая в целом запустили несколько масштабных программ, направленных на уменьшение выбросов в атмосферу. Но ведь китайцы хотят видеть Солнце не когда-нибудь в будущем, а прямо сейчас. Для этого в китайской столице и был реализован проект с названием Artificial Sunrise.

Artificial Sunrise — искусственное Солнце на задымленных улицах Пекина

Проект Artificial Sunrise подразумевает установку на площади Тяньаньмэнь в центре Пекина огромного мультимедийного экрана. В дни, когда улицы китайской столицы затянуты смогом из-за выхлопных газов автомобилей и промышленных выбросов, на этом гигантском дисплее транслируется видео с изображением сияющего Солнца, а также голубого неба с контрастными облаками.

Artificial Sunrise — искусственное Солнце на задымленных улицах Пекина

Помимо этого, на экране появляется текст, который рассказывает людям о том, как важно заботиться о состоянии окружающей среды, а также сообщает об успехах Китая по борьбе с вредными выбросами.

Sun – кочевое Солнце для норвежской зимы

Каждой зимой Норвегия превращается из одной из самых популярных среди туристов стран мира в унылое, темное место, в некоторых районах которого Солнце вообще не восходит в течение нескольких недель. Недостаток естественного света в холодное время года в этой стране компенсируется при помощи хорошей системы искусственного уличного освещения, а также некоторых неординарных проектов типа кочующей скульптуры Sun от художников Лизы Пачини и Кристин Иштад.


Sun – кочевое Солнце для норвежской зимы

Они создали круглый объект диаметром чуть более двух метров, который формами напоминает солнечный диск. Эта скульптура может ярко светиться, меняя насыщенность света в течение дня. Активнее всего искусственное Солнце Sun работает после полудня. В это время оно источает ярко-желтый, практически белый свет, а вечером и утром оно становится приглушенно оранжевым.

Sun – кочевое Солнце для норвежской зимы

Скульптуру Sun легко перевозить с места на место на пикапе или легковом автомобиле с прицепом. Создатели этого искусственного Солнца возят его зимой по всей Норвегии, устанавливая на несколько дней в отдельных городах и оживленных местах. В этой кочевке больше всего времени уделяется регионам за Полярным кругом, где реальное светило каждый декабрь-январь вообще перестает подниматься над горизонтом.

Sun – кочевое Солнце для норвежской зимы

Tropicana Sun – искусственное Солнце на Трафальгарской площади в Лондоне

Появилось собственное искусственное Солнце и в Лондоне в январе 2012 года. Инсталляция с названием Tropicana Sun была установлена в самом центре британской столицы, на Трафальгарской площади.


Tropicana Sun – искусственное Солнце на Трафальгарской площади в Лондоне

Искусственное Солнце с названием Tropicana Sun представляло собой огромный шар размерами 30 тысяч футбольных мячей. Оно генерировало такое же количество света, которое производят 60 тысяч лампочек накаливания.

Tropicana Sun – искусственное Солнце на Трафальгарской площади в Лондоне

Солнце Tropicana Sun было установлено компанией Greyworld для того, чтобы подарить жителям и гостям Лондона три дополнительных часа солнечного света каждый зимний день (один час утром и два – вечером). В период, когда эта инсталляция висела в центре британской столицы, и без того популярная Трафальгарская площадь стала главным центром притяжения в городе. Каждый вечер на ней размещалось несколько тысяч человек. Предприниматели вообще устроили там пункт проката шезлонгов, ведь света и тепла, источаемого Tropicana Sun, было достаточно даже для загара.

Tropicana Sun – искусственное Солнце на Трафальгарской площади в Лондоне

Little Sun – карманное Солнце для каждого жителя Земли

В 2012 году уже упоминавшийся в этом обзоре художник Олафур Элиассон представил одну из самых необычных своих работ – небольшое устройство с названием Little Sun, которое представляет собой стилизованный под подсолнух девайс. С одной стороны в нем расположен светодиодный фонарь, с другой – солнечная панель, позволяющая заряжать аккумуляторы Little Sun в течение светлого времени суток.


Little Sun – карманное Солнце для каждого жителя Земли

Появление Little Sun дало начало глобальному благотворительному проекту, который заключается в дарении света и тепла тем, кто в этом нуждается. Движение активно распространяет бесплатные солнечные «подсолнухи» среди жителей беднейших стран мира, а также обитателей северных районов Земли.

Little Sun – карманное Солнце для каждого жителя Земли

Задача-максимум движения Little Sun заключается в том, чтобы в будущем карманное Солнце появилось у каждого жителя Земли.

Little Sun – карманное Солнце для каждого жителя Земли

Устройства Little Sun также активно используются для освещения улиц и помещений в темное время суток.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Чем заменить солнечный свет для человека

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *