Человек у которого день рождения

Как называть человека, у которого день рождения? Именинник? Новорожденный?

Новорожденный в первом значении — недавно родившийся младенец. Но в языке уже давно закрепилось и второе значение этого слова: человек любого возраста в день его рождения. То есть 50-летний новорожденный — совершенно нормальное явление.

Главное значение слова «именинник» — человек, празднующий свои именины. А именины, по христианской традиции, — день памяти какого-либо святого. Например, 25 января — Татьянин день. В этот день именины у всех Татьян. А именины Касьяна приходятся на 29 февраля, поэтому бывают только раз в четыре года. А именин у Дианы нет вообще. Не было такой святой (по крайней мере, у православных).

Именинником можно назвать человека в день рождения только в том случае, если этот день совпадет с его именинами.

Между прочим, привычка называть отмечающих день рождения именинниками, возникло не в последнее время. Такое употребление слова встречается еще у А.С. Пушкина. В общем, хоть это и ошибка, она уже основательно закрепилась в языке.

Дело в том, что у слова «именинник» сформировалось второе значение — «виновник торжества». Именинниками стали называть юбиляров, людей, получивших награду, и т.д.

И все же большинство пособий по культуре речи не рекомендуют называть так тех, кто празднует свой день рождения.

День рождения

У этого термина существуют и другие значения, см. День рождения (значения). Торт — устоявшийся атрибут дня рождения. Фредерик Дэниэл Гарди «День рождения ребёнка» (1867)

День рождения — годовщина рождения, соответствует дате рождения человека.

Обычно день рождения празднуется как домашний праздник, с семьёй и друзьями. Практикуется также и отмечание этой даты с коллегами.

Человека в день его рождения называют новорождённым, виновником торжества, именинником. Последнее название в ходу уже с XIX века и связано со сменой традиции праздновать именины на традицию праздновать день рождения и смешением названий праздников. Некоторыми словарями такое употребление слова именинник отмечается как ошибочное или просторечное.

Исторические традиции

Фредерик Морган «Его первый день рождения» (1899—1899)

Во множестве культур с древнейших времён по достижением ребёнком определённого возраста праздновался обряд инициации, но он не был привязан к дате рождения. Самые ранние упоминания о праздновании дня рождения относятся к особо значительным фигурам — фараонам, царям, богам. День рождения как личный праздник стал распространяться в 1-м тысячелетии до нашей эры.

Древний Ближний Восток

Наиболее ранние свидетельства о праздновании дней рождения относят к фараонам древнего Египта с датировкой около 3000 года до н. э., однако некоторые историки отмечают, что ни достоверные свидетельства празднования именно дня рождения (в отличие от празднования рождения наследника и ежегодного дня воцарения), ни даже записи точной даты рождения фараонов не появляются до VII-го века до н. э., или даже до времён эллинизма. День рождения праздновался только для фараонов и их наследников, первое празднование дня рождения женщины относится к правлению царицы Клеопатры II (II век до н. э.). Обычай праздновать день рождения царя существовал и в Ассирии. День рождения праздновался пиром, в котором принимали участие знать, а также слуги и рабы; в честь праздника из тюрем нередко выпускали заключённых.

Существуют записи о точных датах рождения детей и о праздничных жертвоприношениях по этому поводу при дворе шумерского энси Лугальанда в XXIV веке до н. э.. Возможно, именно это — первое достоверное свидетельство о праздновании дня рождения. При этом у шумеров и вавилонян по крайней мере до VIII или даже до VI века до н. э. обычно не записывались не только даты рождения, но даже и возраст людей, героев и богов.

В книге Бытия упоминается, что фараон в день своего рождения «сделал … пир для всех слуг своих» (Быт. 40:20–22).

Интерес к точной дате рождения распространился в V веке до н. э. среди завоёванных персами вавилонян в связи с популярностью гороскопов. Празднование частных дней рождения было принято у персов Державы Ахеменидов (согласно сообщениям Геродота и Платона). Обычай отмечать день рождения пирами и поднесением подарков виновнику торжества знали и другие восточные народы.

Древняя Греция и Древний Рим

В древней Греции и древнем Риме праздновалось само рождение ребёнка; обычай праздновать частные дни рождения начал приживаться в Греции лишь с эпохи Александра Македонского, а позднее схожий обычай установился и у римлян. В эпоху до эллинизма в Греции отмечались дни рождения богов, при этом они были не ежегодными, а ежемесячными (например, день рождения Артемиды — 6-е число каждого месяца по афинскому календарю). Существует теория, возводящая обычай именинного пирога со свечками к посвящённым Артемиде пирогам, украшаемым зажжёнными свечами, символизировавшими свет луны. Признавались общественно важными также даты рождения общенационально известных фигур (например, Платона), при этом точность даты была совершенно не важна — дата привязывалась к примечательным событиям задним числом. По некоторым источникам, ежемесячно в эллинистическом мире могли отмечаться и дни рождения правителей (например, ежемесячный день рождения Антиоха Епифана упоминается в 2Мак. 6:7), и даже частных лиц.

Празднование дня гения

Гения славь и виски чистым вином ороси;
Пусть благовонье струят блестящие волосы бога,
Пусть вязеницы цветов падают с плеч и с чела.
Дня сего Гений, приди: почту я тебя фимиамом,
Сладкий пирог испеку на мопсопийском меду.
Элегия Мессале. Альбий Тибулл, I-й век до н.э., в переводе Льва Остроумова

В древнем Риме день рождения праздновался как день гения-покровителя, в его честь совершалось возлияние, жертвоприношение (специальным пирогом), курился фимиам. Дом и очаг украшались венками, новорождённый надевал праздничную тогу (toga alba) устраивал пир для друзей и принимал пожелания счастья, поздравления (нередко — стихотворные и песенные), и подарки; на пиру в его честь возглашались тосты-здравицы. Праздновались даже дни рождения отсутствующих и умерших. Первые упоминания о праздновании дней рождения частных лиц относятся к началу II века до н. э. (Плавт) и относились к празднованию дня рождения главы семьи, дни рождения женщин и детей не праздновались (помимо празднования самого рождения). Против празднования дня рождения, как бессмысленного обычая, выступал Цицерон: «никоим образом недостойно мудреца … думать, что у каждого человека существует какой-то день рождения». В отличие от Греции, дни рождения богов в Риме не отмечались; вместе с тем существует теория, связывающая римские традиции празднования дня рождения с обычаями празднования дня рождения бога Митры. Дни основания обществ и организаций (например, городских общин и храмов), дни воцарения императоров рассматривались как вид дня рождения. Дни рождения римских императоров отмечались подарками народу, а также парадами, спортивными и музыкальными состязаниями, играми в цирках и амфитеатрах; праздновались также дни рождения предыдущих императоров.

В III-м веке н. э. римский писатель Цензорин составил, в качестве подарка на день рождения своему патрону, книгу De die natali (с лат. — »О дне рождения») об обычаях дня рождения и обо всем, что счёл связанным с рождением человека (например, астрология, нумерология, календари).

Древние евреи

О праздновании дня рождения у древних евреев нет свидетельств, за редкими исключениями дней рождения правителей в эпоху эллинизма и позже. В частности, Флавий («Древности», XIX, 7, § 1) упоминает пир в честь дня рождения Агриппы I. Помимо того, из Евангелий известно о праздновании дня рождения правителя Галилеи Ирода, которое завершилось казнью Иоанна Крестителя (Мф. 14:6—11, Мк. 6:21—28).

В Талмуде в нескольких местах отмечается, что день рождения — особая дата, имеющая значение для человека; одновременно с этим для мудрецов Талмуда и более поздних раввинов день рождения — это языческий праздник, отмечать который не следует. Среди аргументов приводился тот факт, что упоминание дня рождения фараона — единственное в Торе упоминание празднования дня рождения. Такое отношение сохранялось среди части иудеев в течение долгого времени.

Значительно позже, с XIV века, у евреев появился обычай праздновать 13-й день рождения, совпадающий с достижением религиозного совершеннолетия (см. Бар-мицва).

Раннее христианство

Ранние христиане рассматривали празднование дня рождения как языческую традицию, такое празднование не одобрялось церковью, и традиция отмечать чьи-либо дни рождения прекратилась.

Средние века

К XII веку, с развитием регистрации рождений и крещений в приходской книге и со смягчением позиции церкви, повторно возникла традиция празднования в семьях дня рождения. В XIII веке у немецких крестьян сложился определённый ритуал детского дня рождения, включающий задувание свечей на специальном круглом пироге одновременно с загадыванием желания, которое надлежало держать в тайне. Количество свечей на пироге соответствовало возрасту новорождённого.

Распространённым обычай праздновать день рождения стал во времена протестантской реформации.

Китай

В древнем Китае, как и у соседних народов (тибетцы, монголы, корейцы, японцы) не было принято вести отсчёт возраста от даты рождения, возраст человека отсчитывался от Нового года, который был как бы всеобщим днём рождения.

Обычай праздновать день рождения вошёл в Китае в обиход скорее всего под влиянием празднования дня рождения Будды в буддизме. Если в 644 году император Тай-цзун выражал недовольство новомодным обычаем и неуместным весельем в этот день, то к VIII веку императоры устраивали по поводу своего дня рождения многолюдные пиры, а празднование дня рождения прочно вошло в быт китайцев. Отмечалось, что если родители виновника торжества умерли, то веселье неуместно, но на подарки общественная мораль ограничения не налагала. Дорогие подарки чиновникам по случаю дня рождения вызывали недовольство власти и в XIII веке были запрещены под страхом ссылки.

Россия

В дореволюционной России обычно праздновали не день рождения, а именины, и даже празднование именин не было повсеместным.

Тем не менее, в особых случаях праздновались и дни рождения: первоначально день рождения был в России «царским» праздником. Празднование царских дней рождения началось в России с Фёдора Алексеевича: в 1676 году в «Книгах царских выходов» появились отметки о службах в день его рождения. Впоследствии стали праздновать дни рождения и других членов царской семьи. Историк Алексей Доронин указывает, что Пётр I, хотя и не считал свой день рождения великим праздником, всё же отмечал его, если находился в Петербурге. Интересно и то, что масштаб торжеств в день рождения Петра с течением времени возрастал.

В начале XX века в Российской империи именины (тезоименитства) и дни рождения императора, императрицы, наследника престола и его супруги, а также иных представителей царствующего дома входили в число так называемых царских дней, и по случаю дня рождения кого-либо из указанных лиц в храмах после литургии служили благодарственный молебен.

Обычай праздновать дни рождения в России стал распространяться только в XIX веке и только в некоторых кругах (дворянство, богатое купечество). Традиции празднования именин в России определили традиции празднования дня рождения, вплоть до переноса названия праздника на день рождения.

Cовременные традиции

Празднование обычно включает угощение для друзей и близких, приём гостей, дарение подарков виновнику торжества и поздравление его. В большинстве случаев день рождения празднуется как домашний (семейный) праздник, однако существует и традиция поздравлять с днём рождения коллег и отмечать праздник в кругу сослуживцев; распространяется также празднование дня рождения в развлекательных учреждениях (клубах, кафе и т. д.).

Распространены традиции многократного (по числу лет) тягания за уши или других физических воздействий (например, поднимание за руки и за ноги, раскачивание, щипки), исполнения служащей приветственным поздравлением песни (например, в англоязычных странах, и не только, — Happy Birthday to You, самая популярная в мире песня, согласно Книге рекордов Гиннесса). Принято украшать праздничный пирог или торт зажжёнными свечами, число свечей при этом равно исполнившемуся возрасту или больше на одну; именинник должен задуть все свечи и загадать при этом желание.

Антрополог Ральф Линтон (англ. Ralph Linton) полагает, что традиция пожеланий имениннику на день рождения имеет магические корни и связана с идеей о том, что в день своего рождения человек ближе (или более открыт) для мира духов; коренятся в языческих магических ритуалах и дарение подарков, и специальный пирог со свечами, задуваемыми при загадывании желания.

В некоторых культурах дни рождения по достижению определённого возраста выделяются особо и могут иметь специальные названия и ритуалы. Например, праздник 15-летия у девочек в Латинской Америке (кинсеаньера), праздник религиозного совершеннолетия у евреев (бат-мицва в 12 у девочек и бар-мицва в 13 у мальчиков), 16-летие у девушек в США (sweet sixteen).

В СССР и СНГ

Обыкновение праздновать день рождения постепенно укоренялось в советское время, ещё в 1970-е годы празднование дня рождения для всех членов семьи описывался как в основном городской обычай. В современной России и СНГ праздновать день рождения, в той или иной мере, принято практически всеми.

В день рождения приняты общераспространённые обычаи приёма гостей с угощением, пирогом или тортом со свечами, подарками имениннику, нередко рукодельными; женщинам часто дарят цветы, а детям — игрушки.
В качестве песни-поздравления, особенно для детей, традиционно используется хороводная песня «Каравай», начинающаяся словами: «Как на (имярек) именины испекли мы каравай…». В последнее время нередко исполняют известную английскую песню-поздравление «Happy birthday to you», часто и в русском переводе — «С днём рождения тебя!…».
Существует традиция приходить в гости без приглашения, с тем, чтобы поздравить новорождённого.

Среди дней рождения выделяют так называемые юбилеи. Особо торжественно празднуют 50-летие и достижение пенсионного возраста.

В Китае

В Китае дни рождения, как правило, торжественно празднуются только для младенцев и пожилых людей; отмечать день рождения каждый год не принято. Когда день рождения празднуется, это может быть сделано и по традиционному лунному календарю и по западному григорианскому календарю, при этом система подсчёта возраста включает в себя время беременности. С днём рождения и подарками на этот день связаны множество суеверий.

В Японии

В Японии обычай празднования дня рождения широко прижился в XX веке, с введением в 1902 году современной системы отсчёта возраста человека от даты его рождения. Принято поздравлять своих родителей с годовщиной их дня рождения. Существуют праздники в честь детей, которым в текущем году исполняется 3, 5 и 7 лет, а также праздник для тех, кто достиг 20 лет, но они празднуются в одну для всех дату. Национальным праздником является День рождения императора.

> См. также

  • Именины
  • Парадокс дней рождения

Примечания

  1. Датировка текста книги Бытия является предметом дискуссии и точно не установлена; к тому же часть библейских комментаторов рассматривают этот стих как описание праздника по случаю рождения первенца или дня воцарения.
  1. 1 2 3 Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина. АСТ-Пресс. Т. Н. Чернявская, К. С. Милославская, Е. Г. Ростова, О. Е. Фролова, В. И. Борисенко, Ю. А. Вьюнов, В. П. Чуднов. 2007.
  2. 1 2 Именины // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т./Гл. ред. П. А. Клубков; Рук. проекта С. И. Богданов. — М.; СПб.: ВЛАДОС: Изд. Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. — ISBN 5-8465-0021-8.
  3. Г.А. Крылов. Именинник // Словарь ошибок русского языка. — 2-е. — Виктория Плюс, 2006.
  4. Именинник // Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
  5. Новорожденный // Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000
  6. Виновник торжества // А. И. Фёдоров. Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ. 2008.
  7. 1 2 3 4 В.В. Емельянов. FIRST ACCOUNT OF A BIRTHDAY IN HUMAN HISTORY : // Вестник СПбГУ. Востоковедение и африканистика. — 2017. — Т. 9, № 3. — С. 281—294.
  8. 1 2 3 4 Ю. Фролов. Кто и когда придумал отмечать день рождения? // Наука и жизнь : журнал. — 2008. — № 11.
  9. 1 2 3 4 День рождения // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  10. 1 2 3 О. Вайнштейн День рождения в нашей жизни
  11. Валерий Катулл, Альбий Тибулл, Секст Проперций : перевод с латинского. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963. — С. 178—179. — (Библиотека античной литературы. Рим). — 50 000 экз.
  12. Natalis dies // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
  13. День рождения // Словарь античности = пер. с немецкого. — М.: Прогресс, 1989.
  14. Kathryn Argetsinger. Birthday Rituals: Friends and Patrons in Roman Poetry and Cult // Classical Antiquity. — 1992. — Т. 11, № 2. — С. 175—193.
  15. 1 2 3 Geoffrey W. Bromiley. Birthday // The International Standard Bible Encyclopedia. — 1979. — Т. 1. — С. 515.
  16. Preface // The Birthday Book = De die natali. — С. II-VII.
  17. Birthday // Encyclopedia Judaica. — 2-e. — Jerusalem, 2007. — Т. 3. — С. 723—724.
  18. Israel Drazin, Stanley M. Wagner. Chapter 40 // Onkelos on the Torah. Understanding the Bible text.. — Jerusalem: Gefen, 2006. — С. 268—271.
  19. Gil Student Pharaoh’s Birthday and Yosef’s Historicity (англ.)
  20. Р. Ш. Джарылгасинова, М. В. Крюков. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. — 1985. — С. 225—226.
  21. М.В. Крюков. Китайский этнос в средние века. — 1984. — С. 191.
  22. 1 2 3 День рождения // Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).
  23. П. Бартенев. Осмнадцатый вѣк: Исторический сборник. — 1869. — Т. 4. — С. 394.
  24. Байбосунова А. Т. Светские ежегодные праздники русского двора от Петра до Екатерины Великой Архивная копия от 5 января 2017 на Wayback Machine // Российский Государственный Профессионально-Педагогический Университет, реферат.
  25. Яна Хватова. Кутеж по-царски. Как Петр I праздновал свой день рождения // SPB.AIF.RU, 9 июня 2015 г.
  26. Царские дни // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  27. 1 2 3 В. Лещинская, А. Малышев. Гл.2 День рождения и именины // Большая книга праздников и поздравлений. — 2010. — С. 164—192.
  28. В. И. Бандарчык Изменения в быту и культуре городского населения Белоруссии (1976)
  29. Как в старину отмечали именины в России?
  30. Н. Малышев, Г. Малышев. Праздники // О России и русских. — Пособие по чтению и страноведению для изучающих русский как иностранный. — СПб.: Златоуст, 2015. — С. 119.
  31. 年齢計算ニ関スル法律 Act on Calculation of Ages (яп.) (недоступная ссылка — история ). Ministry of Internal Affairs and Communications Japan (1902). Дата обращения 3 февраля 2018.
  32. Act on Calculation of Ages. Ministry of Justice, Japan (1902).

День рождения:

  • Значения в Викисловаре
  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе

Человек, у которого день рождения, называется «именинник» или «именинница». Хотя таким же словом обозначают человека в день праздника святого, по имени которого он назван при крещении (у православных и католиков, сoблюдающих церковно-бытовые обряды) – cобственно, отсюда и название. Также человека, у которого день рождения, можно назвать «имянильником», «имянинщиком» или «новорожденным». Вообще, люди часто путают понятия «именины» и «день рождения». У многих имeнины и день рождения либо совпадают, либо их разделяет небольшой oтрезок врeмени. Дело в том, что по традиции при крещении ребёнка выбирают имя тoго святого, чей день пaмяти отстоит на несколько днeй до или пoсле дня рождения млaденца. Хотя, если семья хочет, например, назвать сына в честь cвятого князя Даниила Московского, но малыш родился на пoлгода раньше дня памяти cвятого, то церковью вовсе не возбраняется назвать мальчика Даниилом и крeстить его с этим именем. Короче говоря, имeнинами нaзывается день памяти святого, в честь которого назван человек. Другиe названия этого дня – дeнь Ангела, день тeзоименитства. День рождения человека может совпадать с именинами, а может не совпадать (хотя раньше чаще всего совпадал). После совершения Тaинства крещения cсвятой, имя которого выбрано ребенку или крещаемому взрoслому, станoвится его небесным покровителем. Кстати, имя, полученное чeловеком при кpещении, остается неизменным всю жизнь. Исключения сoставляют лишь очень нечастые случаи, такие как, нaпример, пpинятие монашества.

Именины. Христианские имена

Христианские мужские имена:
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Христианские женские имена:
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х

  • Азы православия. Именины
  • Как правильно дать имя ребенку?
  • Какое имя выбрать новорожденному
  • Именины игумен Силуан (Туманов)
  • Книги об именах
  • Поиск имён

Имени́ны – день памяти святого, чьё имя было дано человеку при Крещении. Каждый день церковного календаря посвящен памяти какого-либо святого (чаще всего – не одного). Список дней памяти святых находится в месяцеслове.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См. Наречение имени

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, канонизация как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших Церковь так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом Ангел-Хранитель. У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный Силуан Афонский писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный Амвросий Оптинский. Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. агиографический словарь).
Человек, носящий имя исповедника или мученика, вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей, могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь Архангела (Михаила, Гавриила и др.). Христиане, названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст. стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В церковных записках пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Именинный пирог Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком имениннику будет то, что сможет способствовать его духовному росту: икона; сосуд для святой воды, ёмкость для освящённого хлеба и молитва на их принятие; чётки; качественные восковые свечи или лампада для домашней молитвы; книги, аудио и видеозаписи духовного содержания; платок и косынку (это головной убор замужних женщин); путёвка в паломническую поездку.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем молитвенном правиле есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Также необходимо знать тропарь и кондак своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь икону своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.

Рекомендуем молитвы ко святым.

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель Феофан, Затворник Вышенский

«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.»
святитель Филарет, митрополит Московский

«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение».

«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.»
Антоний, митрополит Сурожский

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве (Иегова) в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир ).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
В Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

См. также: ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Человек у которого день рождения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *