Авиадуг

Виадук

У этого термина существуют и другие значения, см. Виадук (значения).

Виаду́к (фр. viaduc, происходит от лат. via — дорога, путь, duco — веду) — транспортное сооружение мостового типа, возводимое из камня, железобетона или металла на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем.

Виадуки как правило, имеют значительную протяжённость и высокие опорные элементы; они строятся там, где устроить насыпь экономически или технически нецелесообразно. В отличие от эстакады, для виадука характерно постепенное возрастание высоты опор и разная длина пролётов. Строительство виадуков на важных транспортных коммуникациях практиковалось со времён Древнего Рима.

Наиболее известные виадуки

  • Виадук Гленфиннан в Шотландии, по которому в поезде проезжал Гарри Поттер, следуя в Хогвартс.
  • Виадук Мийо — виадук с самыми высокими опорами в мире (самая высокая опора — 341 метр).
  • Гёльчтальбрюкке — самый высокий кирпичный виадук в мире.
  • Готейк — самый высокий мост в Мьянме, а в 1900—1909 годах также был самым высоким железнодорожным мостом типа Trestle bridge в мире.
  • Летбридж — крупнейшее железнодорожное сооружение Канады и крупнейший виадук типа Trestle bridge в мире (с 1909 года).
  • Виадук долины Уз в Западном Суссексе (Англия) — «возможно, самый элегантный виадук в Британии».

> См. также

  • Акведук
  • Летающий паром

Примечания

  1. 1 2 3 Виадук // Советская военная энциклопедия. — Москва: Военное издательство МО СССР, 1979. — Т. 2. — С. 131.
  2. Э. С. Юсупов. Виадук // Словарь терминов архитектуры. — Санкт-Петербург: Фонд «Ленинградская галерея», 1994. — С. 79. — ISBN 5-85825-004-1.
  3. The Hair Raising Train Ride Over Goteik Viaduct (англ.) на сайте amusingplanet.com, 30 сентября 2013
  4. Heritage Locations — Ouse Valley Viaduct (англ.) на сайте transportheritage.com

Ссылки

В Викисловаре есть статья «виадук»

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Виадук
  • Фото виадуков на сайте fine-archi.blogspot.com

Это заготовка статьи о мосте либо группе мостов. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

kama4ka

Архитектурные памятники древности, подтверждающие величие Рима
Гарский мост (римский акведук в Ниме) . I в. до н. э. — I в. н. э.
Ним, Франция
Акведук в Сеговии
Акведук Пон-дю-Гар
Акведу́к (от лат. aqua — вода и ducere — вести) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.
Акведуком в более узком значении называют часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. Достаточные по ширине акведуки могли также использоваться судами (Водный мост). Акведук по своей структуре аналогичен виадуку, с тем отличием, что его используют для переноса воды вместо организации дороги или железнодорожного пути.
Ничто лучше не говорит о характере устройства древнеримских городов, как акведуки. «Акведуки — главное свидетельство величия Римской империи», — утверждал сенатор Юлий Фронтин, заведовавший в начале II века водоснабжением Рима. Чистая вода из горного источника, как известно, во все времена считалась самой лучшей питьевой водой. Широкое распространение в римских городах бань — терм, общественных и частных, также требовало много воды.
Виадук Мийо (Франция)
Виадук (фр. viaduc, происходит от лат. via — дорога, путь, duco — веду) — мостовое сооружение, соединяющее места с одинаковым уровнем на ландшафте; часто мостовые пролёты проходят через долину реки или другие резкие углубления на плоской поверхности в остальных местах (например, овраги или ущелья). Часто в таких случаях строят дорогу, спускающуюся с обеих сторон (с небольшим мостом через реку, если это необходимо) и, если движение по ней становится перегружено, возникает потребность в виадуке для организации беспрепятственного пути. Некоторые мосты также применяются для прокладки авто и железной дороги, которой необходимы более ровные пути.Tags: акведук, виадук, картинки, мосты

виадук

В Википедии есть страница «виадук».

Русский

В Викиданных есть лексема виадук (L95785).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. виаду́к виаду́ки
Р. виаду́ка виаду́ков
Д. виаду́ку виаду́кам
В. виаду́к виаду́ки
Тв. виаду́ком виаду́ками
Пр. виаду́ке виаду́ках

виаду́к

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -виадук- .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Виадук

Значение

  1. архит. сооружение мостового типа для перехода или переезда через речную долину, овраг, ущелье, железнодорожный путь и т. п. ◆ На шоссейных и грунтовых дорогах подрывать и сжигать мосты, виадуки, разрушать гати и другие искусственные сооружения. Наркомобороны СССР, «Приказ НКО СССР от 5.09.1942 № 00189», 1942 (цитата из Викитеки) ◆ Виадуки сооружают вместо высокой обычной насыпи при пересечении железной дорогой глубоких долин, оврагов и ущелий. Ю. И. Ефименко, «Железнодорожные станции и узлы»

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

  1. мост

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • прилагательные: виадучный

Этимология

Из англ. viaduct «виадук», далее из лат. via «путь» + -duct (из duco «веду»). Англ. термин — с 1816 г., образован по образцу aqueduct «акведук».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Английскийen: viaduct
    • Арагонскийan: viaducto
    • Армянскийhy: ուղանցույց; վիադուկ; ուղեկամուրջ
    • Башкирскийba: виадук
    • Белорусскийbe: віядук
    • Болгарскийbg: виадукт
    • Греческийel: οδογέφυρα
    • Грузинскийka: ვიადუკი
    • Гуараниgn: yryvovo
    • Датскийda: viadukt
    • Идишyi: װיִאַדוקט м.
    • Идоиio: viadukto
    • Индонезийскийid: viaduk
    • Интерлингваиia: viaducto
    • Исландскийis: dalbrú
    • Испанскийes: viaducto
    • Итальянскийit: viadotto
    • Казахскийkk: виадук
    • Каталанскийca: viaducte
    • Киргизскийky: виадук
    • Китайскийzh: 高架橋
    • Корейскийko: 고가교
    • Кумыкскийkum: виадук
    • Латинскийla: viaeductus
    • Латышскийlv: viadukts м.
    • Лезгинскийlez: виадук
    • Литовскийlt: viadukas
    • Люксембургскийlb: Viaduc
    • Македонскийmk: вијадукт м., виадукт м.
    • Немецкийde: Viadukt
    • Нидерландскийnl: viaduct
    • Норвежскийno: viadukt
    • Окситанскийoc: viaducte м.
    • Польскийpl: wiadukt
    • Португальскийpt: viaduto
    • Румынскийro: viaduct
    • Сербскийsr (кир.): вијадукт
    • Словацкийsk: viadukt
    • Словенскийsl: viadukt
    • Таджикскийtg: виадук
    • Тамильскийta: ஏதண்டம்
    • Татарскийtt: виадук
    • Турецкийtr: viyadük
    • Украинскийuk: віадук
    • Финскийfi: maasilta
    • Французскийfr: viaduc
    • Фризскийfy: fiadukt
    • Хорватскийhr: vijadukt
    • Чешскийcs: viadukt
    • Чувашскийcv: виадук
    • Шведскийsv: viadukt
    • Эсперантоиeo: viadukto
    • Эстонскийet: viadukt
    • Японскийja: 高架橋

    Список переводов

    Библиография

      Башкирский

      виадук

      Существительное.

      Корень: —.

  1. архит. виадук (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. ?
  1. ?
  1. ?

Ближайшее родство

От ??

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
      • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»

      Акведук

      У этого термина существуют и другие значения, см. Акведук (значения). Пон-дю-Гар, Франция, древнеримский акведук, сохранившийся до наших дней, одно из наиболее посещаемых туристами мест во Франции

      Акведу́к (от лат. aqua — вода и duco — веду) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.

      Акведуком в более узком значении называют часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. Достаточные по ширине акведуки могли также использоваться судами (водный мост). Акведук по своей структуре аналогичен виадуку, с тем отличием, что его используют для переноса воды вместо организации дороги или железнодорожного пути.

      Акведуки сооружаются из камня, кирпича, железобетона или стали. Такие сооружения состоят из основания, на котором возводят каменные, чугунные или кирпичные опоры (обычно между ними для устойчивости помещают каменные арки), и берегового устоя, на которое укладываются трубы или устраиваются кюветы.

      История

      Хотя акведуки больше всего ассоциируются с римлянами, они были изобретены столетиями ранее на Ближнем Востоке, где вавилоняне и египтяне строили сложные ирригационные системы. Акведуки римского стиля использовались уже в VII столетии до н. э., когда ассирийцы строили акведук из известняка высотой 10 метров и длиной 300 метров, чтобы переносить воду поперёк долины в свою столицу, Ниневию; полная длина акведука составляла 80 километров. Примерно в то же время, акведуки использовались в городах майя.

      Известно, что в Древней Греции также строились акведуки. Самым выдающимся акведуком Геродот считал Эвпалинов тоннель на острове Самос. Этот акведук историк включил в список чудес света.

      Считается, что древние народы строили акведуки, потому что не знали закон сообщающихся сосудов и не умели изготавливать трубы, способные выдерживать высокое давление воды в дюкере (обратном сифоне). В действительности известны сифон в Пергаме, относящийся ко времени правления Эвмена II (197—159 годы до н. э.) и более 20 сифонов, относящихся ко времени Римской империи, главным образом на территории современной Франции.

      Акведуки Древнего Рима

      Основная статья: Список античных акведуков Рима Водопровод внутри Пон-дю-Гара.

      Римляне строили многочисленные акведуки для доставки воды в города и к промышленным центрам. В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако только 47 километров из них были наземными: большинство проходило под землёй (Айфельский акведук в Германии — очень хорошо сохранившийся пример тому). Самый длинный римский акведук был построен во II столетии нашей эры, чтобы поставлять воду в Карфаген (сейчас это место находится на территории современного Туниса), его длина составляла 141 километр.

      При строительстве применялись передовые строительные материалы — такие как водостойкий пуццолановый бетон.

      Римские акведуки были чрезвычайно сложными сооружениями, технологически они не устарели даже через тысячу лет после падения Римской империи. Они были построены с замечательной точностью: акведук Пон-дю-Гар в Провансе имел уклон всего 34 см на километр (1:3000), спускался всего на 17 метров по вертикали при всей его длине 50 километров.

      Акведук в Сеговии (I в. н. э.)

      Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна: через Пон-дю-Гар проходило 20000 кубических метров воды в день. Иногда, при пересечении углублений поверхности с перепадом больше 50 метров, создавались напорные водопроводы — дюкеры (хотя почти всегда для этих целей использовали внутренности мостов). В современной гидротехнике используются аналогичные методы, позволяющие коллекторам и водным трубам пересекать различные углубления.

      В 537 году, когда осаждавшие готы во главе с Витигесом оцепили Рим, они пересекли все четырнадцать водопроводов. Вследствие этого защищавший Рим византийский полководец Велизарий (помня о Неаполе, который он взял, проникнув ночью через водопровод) приказал заделать в городе отверстия их камнями. Таким образом великолепные водопроводы Рима были все повреждены; в первый раз с незапамятных времен город перестал получать из них воду. С того времени начали приходить в разрушение и римские бани (термы); водопроводами же мало-помалу римляне стали пользоваться как строительным материалом.

      Папа Григорий Великий (590 – 604) много раз пытался привлечь представителя византийского императора в Италии к необходимости восстановления водопроводов в Риме. По-видимому, этот чиновник действительно был облечен в Равенне древним саном графа водопроводов. Но затем ничего другого более не воспоследовало; водопроводы по-прежнему были предоставлены разрушению и, кроме не имевших значения попыток к исправлению их, ни один из водопроводов не был восстановлен.

      Дальнейшее развитие системы акведуков

      Большая часть опыта римских инженеров была потеряна во времена Тёмных веков, и в Европе строительство акведуков практически прекратилось до XIX века. Воду часто добывали путём рытья колодцев, хотя это могло вызвать проблемы здравоохранения, когда местное водоснабжение стало загрязняться.

      Судно на акведуке Понткисиллте, по которому проходит канал Лланголлен в Уэльсе

      Одним известным исключением был канал Нью-Ривер, искусственный водный путь в Англии, открытый в 1613 году для снабжения Лондона свежей питьевой водой. Его длина составляла 62 километра. Развитие каналов дало новый толчок в строительстве акведуков. Однако только в XIX столетии их строительство возобновилось в крупных масштабах, чтобы поставлять воду в быстрорастущие города и к промышленным местам, нуждающимся в воде. Разработки новых материалов (таких, как бетон и чугун) и новых технологий (например, паровой двигатель) позволили провести множество существенных усовершенствований. Например, применение чугуна позволяло строить большие дюкеры, нагруженные бо́льшим давлением, а создание насосов на паровой тяге позволило значительно увеличить скорость и объём водяного потока.

      В XIX веке Англия стала ведущей державой в строительстве акведуков, обеспечивая водой свои крупнейшие города, такие как Бирмингем, Манчестер и Ливерпуль. Самые большие акведуки были построены в Соединённых Штатах, чтобы поставлять воду в самые крупные города этой страны. Акведук Катскилл доставлял воду в Нью-Йорк на расстояние 190 километров, но это достижение было превзойдено акведуками на крайнем западе страны; наиболее примечательным был акведук Колорадо, который снабжал водой Лос-Анджелес и окрестности с расстояния в 400 километров к востоку. Хотя такие акведуки — несомненно большие технические достижения, огромное количество воды, которое они переносили, привело к серьёзному экологическому ущербу из-за истощения питающих рек.

      Акведуки в России

      Ростокинский акведук в Москве

      Появление акведуков в России, как и в Древнем Риме, было связано с возведением централизованных систем водоснабжения для крупнейших городов. Первые акведуки были сооружены по трассе самотечного Мытищинского водопровода 1781—1804 годов постройки в Москве. Вопреки распространённому мнению, акведуков на трассе этого водопровода было несколько. Кроме отреставрированного Ростокинского акведука существовало еще два:

      • Акведук через реку Яузу в районе слияния с рекой Работней к западу от Ярославского шоссе (разрушен при реконструкции шоссе в период между 2003—2006 годами);
      • Акведук через реку Ичку возле МКАД (его остатки разобраны в 1998 году).

      Источником водопровода послужили подземные воды в верховьях реки Яузы около села Большие Мытищи. Вода подавалась в Москву самотёком, для чего был сооружён подземный кирпичный водовод длиной около 16 км. Через долину Яузы вода шла уже по Ростокинскому акведуку. Длина его составляла 356 м, при ширине водовода 90 см и высоте 1,2 м. Далее водопровод шёл к Самотёчной и Трубной площадям, где находился бассейн, а затем к Неглинной улице с двумя фонтанами для разбора воды.

  1. У древних майя были туалеты со смывом. Lenta.ru (24 декабря 2009). Дата обращения 28 ноября 2017.
  2. Перевод с английского С. Г. Загорской, М. А. Калининой, Д. А. Колосовой. 70 чудес зодчества Древнего мира: Как они создавались? = The Seventy Wonders of the Ancient World. The Great Monuments and How They Were Built. — М: Издательство Астрель, 2004. — 304 с. — ISBN 5-271-10388-9.
  3. Перельман, Яков Исидорович. Глава 5. Свойства жидкостей и газов // Занимательная физика. — СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1914—1916.
  4. А. Тревор Ходж. Сифоны в древнеримских водопроводах // В мире науки. — 1985. — № 8.
  5. Ф.Грегоровиус. История города Рима в Средние века. Кн. 2, гл. 4.1 (стр. 133 по рус. изд. 2008 г.).
  6. Ф. Грегоровиус. История города Рима в Средние века. Кн. 3, гл. 3.2 (стр. 212 по рус. изд. 2008 г.).

> См. также

  • Арык
  • Виадук
  • Дюкер
  • Мост
  • Летающий паром
  • Путепровод
  • Эстакада
  • Акведук // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Акведук или виадук ведет в Хогвартс?

(автор текста Лилия Касмасова)

Все помнят эти впечатляющие кадры паровоза, мчащегося по арочному каменному сооружению, опоры которого уходят куда-то в бездну.

А еще из истории мы помним, что древние римляне сооружали такие вот мосты, которые назывались, помнится, акведуки. Мчится ли «Хогвартс-экспресс» по античному акведуку, которому пара тысяч лет?

Римский акведук Понт-дю-Гар во Франции

Да, римляне подобные мосты возводили. А еще кое-кто построил похожие на римские мосты сооружения. В более позднюю эпоху.

Римский акведук в Сеговии (Испания)

Римские акведуки («водопроводы», от лат. “aqua” — вода, “duco” – веду) имеют три или два уровня арок. Внизу – широкие, потом средние, и поверху – самые маленькие. Римляне возводили их по всей империи, даже в Африке. Тянулись они порой на многие километры и были построены с необычайной точностью уклона – чтобы вода безо всяких помп бежала с гор в города. А еще – строились они очень надежно и прочно – римляне изобрели особый вид бетона. Так что большие отрезки акведуков сохранились и доныне.

Римский акведук Валента в Стамбуле (Турция)

В поздние эпохи акведуки использовались как мосты для переезда повозок через реку.

Но вот паровозы по ним никогда не ходили. Паровозы ходят по виадукам («мостам-дорогам», от “via” – путь, “duco” – веду) – которые построены в конце XIX – нач. XX в. по подобию римских акведуков: они тоже каменно-бетонные (иногда железные) и тоже состоят из арок. Иногда одного уровня, иногда двух. Их арки выше и «стройнее», чем арки римских акведуков.

Виадук в Швейцарии, построен в 1902 г.

Таких виадуков было сооружено несколько в Европе: в Швейцарии, во Франции, в Шотландии.

Виадук Гленфиннан в Шотландии

По шотландскому виадуку Гленфиннан, построенному в 1898 г., и мчится хогвартский экспресс.

В чем отличие виадука от аквидука?

Indi de metne aid suallar tertib edib defderinize yazin. Почему мы видим что трава зелёная Как мы видим цвета? Попробуй объяснить процесс, опираясь на рисунки. Почему мы видим, что трава зелёная? Объясни, почему мы видим, что бананы желтого цвета. | Какого цвета цветок? Что тебе помогло это | увидеть? Какие цвета поглощаются? Какой цвет отражается? Заполните таблицу «Саки на территории Казахстана».Помогите пожалуйста ​ ТЕКСТ для презентации на тему «Мир моих увлечений».(Пожалуйста не копируйте из интернета, я же все ровно потом проверю.) Какие типы поселений существовали у адыгов в конце XVI — XVII в.? Какое влияние на их организацию оказывали социальные отношения?​ Пожалуйста помоги текст по чистописание. Спасибо Смешалости Есть такая веселая книга ⏤ “Смешалости”, в которой изображены необычные звери с перепутанными частями тела. Эта книга послужила основой для создания игры с тем же названием. Подумайте, в чем заключается ее смысл, и отметьте слово (-а), образованное (-ые) в результате этой игры. смеяльно сыноветь облакапли товароед паровоз поюн Проект на тему Этикет срочно помогите коротко

Смотреть что такое «Виадук» в других словарях:

  • ВИАДУК — (лат. viae ductus, от via дорога, и duco веду). Железнодорожные мосты с арками, проведенные через долины, овраги, болота и проч. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВИАДУК лат. viae ductus, от … Словарь иностранных слов русского языка

  • Виадук — (франц. viaduc, от лат. via дорога и duco веду), мостовое сооружение большой протяжённости и на высоких опорах при пересечении дороги с оврагами, ущельями, болотистыми долинами рек. Постепенное нарастание высоты опор (в некоторых случаях… … Художественная энциклопедия

  • виадук — а, м. viaduc m. Сооружение в виде моста через овраг, ущелье, железнодорожный путь и т. п. БАС 2. На перроне строится почетный караул от Александровского военного училища, у виадука московский энский батальон смерти. Шолохов Тихий Дон. Пошто… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ВИАДУК — (от лат. via дорога путь и duco веду), сооружение мостового типа, возводимое на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем и т. п. Виадук обычно строят при экономической или технической нецелесообразности возведения высоких… … Большой Энциклопедический словарь

  • виадук — мост, путепровод Словарь русских синонимов. виадук сущ., кол во синонимов: 3 • мост (29) • путепровод … Словарь синонимов

  • ВИАДУК — ВИАДУК, МОСТ с высокими устоями (обычно покоящийся на нескольких узких бетонных или каменных арках), по которому проходят дороги или железнодорожные пути. Стальные мосты на высоких опорах с короткими пролетами тоже относят к виадукам. см. также… … Научно-технический энциклопедический словарь

  • ВИАДУК — ВИАДУК, виадука, муж. (от лат. via путь и duco веду) (архит.). Мостовое сооружение для перехода или переезда не над водным протоком (в отличие от моста). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • ВИАДУК — ВИАДУК, а, муж. Мост через глубокий овраг, ущелье или через дорогу, пути. | прил. виадучный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • ВИАДУК — высокий мост, служащий для прокладки жел. дор. линии над суходолом, глубоким оврагом или ущельем. В. применяется в тех случаях, когда вследствие значительной высоты запроектированной насыпи (или слабости основания под нее) сооружение последней… … Технический железнодорожный словарь

  • виадук — – мост через автодорогу, овраг. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь

  • Виадук — Виадук: искусственное дорожное сооружение, служащее для пропуска транспортных средств или пешеходов над понижением рельефа… Источник: ОДМ 218.2.012 2011. Отраслевой дорожный методический документ. Классификация конструктивных элементов… … Официальная терминология

Авиадуг

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *