Анна бабушка Иисуса

Были ли у Марии дети помимо Иисуса?

Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007

То, что у Иисуса были братья и сестры, это известный факт — Марк 3:32 и 6:3. Но были ли они детьми Марии — об этом мы сможем узнать только в вечности. Да, христианская традиция буквально обожествила Марию, не только говоря о том, что она осталась девой после рождения Иисуса, но даже приписав ей подобное же непорочное рождение, то есть, сделав и мать Марии такой же девой. Оставим эти предания на совести тех, кто их первоначально высказал, и тех, кто их позже распространил среди христиан. Мы же можем утверждать только то, что доподлинно известно. Вернее, следует сказать, что нам на самом деле не известно:
— мы не знаем, был ли Иосиф на самом деле намного старше Марии;
— мы не знаем, была ли у Иосифа другая жена, от которой у него могли быть дети;
— был ли Иосиф вдовцом;
— осталась ли Мария девственницей после рождения Иисуса;
— не прикасался ли Иосиф к Марии после рождения Иисуса;
— были ли у Марии еще дети после Иисуса…
Мы уверенно знаем только то, что записано в Священном Писании. А там сказано, что «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф 1:24,25). «Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк 2:4-7). Мы знаем также, что Иисус называл свою матерь «жено» (Ин 2:4; 19:26). Это уважительное греческое слово «гунэ» обозначает взрослую замужнюю или незамужнюю женщину, вдову или мать, а также супругу, и встречается во всех этих значениях в Новом Завете 218 раз. И еще стоит сказать, что слитное написание первоначального текста без знаков препинания позволяет прочитать текст из Матфея «…и не знал Ее. наконец Она родила…» либо в смысле, что Иосиф никогда не познал Марию, либо в смысле, что Иосиф не познал Марию только до момента рождения младенца. И то, и другое допустимо грамматикой древнегреческого языка. Большего я ничего сказать не могу, разве что напомню слова апостола Павла: «чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано» (1Кор 4:6).

Три брака, три дочери? Какие легенды связывают с матерью Богородицы

В Нью-Йорке в Метрополитен-Музее хранится известная картина Альбрехта Дюрера, изображающая младенца Иисуса с девой Марией. Казалось бы, знакомый сюжет, который вдохновлял на протяжении веков многих художников, но эта картина особенная — здесь центральной внимание занимает не Богородица с ребенком, а фигура женщины в белом одеянии. Она облачена в покрывало, закрывающее по нюрнбергской моде подбородок. Это Святая Анна – мать Марии и бабушка Христа.

Эта женщина словно возвышается над дочерью и внуком. Ее рука в знак защиты покоится на плече. Искусствоведы сходятся во мнении, что при написании Анны немецкому живописцу позировала его жена Агнеса.

Встреча у Золотых ворот

«Мадонна с младенцем и святой Анной». Картина Дюрера. На полотне изображены представители сразу трёх поколений. Фото: Public Domain

Изображение матери Богородицы часто можно встретить в иконографической композиции «Святая родня», которая была популярна в западноевропейском искусстве. На ней художники изображали многочисленную семью Иисуса Христа: его бабушку святую Анну со всем её потомством — тремя дочерьми и внуками, из которых пятеро стали апостолами.

Считается, что во всех изображения Святой родни доминирующую роль играли именно женщины. Чаще всего центральной фигурой на холсте была Анна. Дева Мария сидела рядом с ней, или зачастую чуть пониже. По сторонам от них располагались две другие дочери Анны. Дети играли на полу или сидели на коленях матерей.

В стандартной полной версии картины насчитывается 17 человек: 6 мужчин, 4 женщины и 7 детей. Это Анна, три мужа, три дочери, которых звали Мариями, три зятя и семь внуков.

Считается, что Мария была младшая дочь священника из города Аарона. Со своим супругом Иоакимом они жили в Назарете Галилейском. За 50 лет брака у них не было детей. Однажды ее супругу, опечаленному отсутствием детей, в пустыне явился ангел, который сообщил, что у них с Анной скоро родится дочь. Обрадованный, тот поспешил домой. У Золотых ворот Иерусалима его ждала Анна. Момент их встречи стал одним из популярных сюжетов для иконописцев. На ней изображен поцелуй и объятия, согласно которым и произошло непорочное зачатие Девы Марии. Католики даже отмечают 8 декабря праздник — день зачатия Богородицы.

«Встреча Анны и Иоакима у Золотых ворот», Мастер жития Марии, ок. 1460, Старая Пинакотека. Фото: Public Domain

О том, что у четы родилась необычная девочка, стало сразу понятно. В 6 месяцев Анна поставила дочь на ножки. Но та, сделав семь шагов, решила вернуться на руки к матери. Этот поступок родители интерпретировали, как то, что Мария не хочет ходить по земле, пока не взойдет в храм Божий. В итоге для девочки в доме отвели особое место в спальне, чтобы «ничто нечистое» не могло навредить малышке.

Когда ей исполнилось три года, девочку отвели в храм. К всеобщему изумлению, без посторонней помощи девочка пошла по ступенькам наверх, где ее уже встретил первосвященник Захария.

Родственные связи

Данных о родственниках Анны в Евангелиях мало. Внебиблейские источники указывают, что после смерти отца Марии – Иоакима – она еще дважды была в браке. У Анны родились еще две дочери, которых также звали Мариями.

«Святая родня с мистическим обручением св. Екатерины» (В центре вдвоем Святая Анна и её старшая дочь Дева Мария). Фото: Public Domain

Вторым мужем Анны стал Клеопа, младший брат Иоакима. В этом союзе появилась на свет Мария Клеопова — одна из жен-мироносиц. Поскольку православная и католическая церкви отрицала наличие у Иисуса родных братьев, Клеопова дочь в святых писаниях отождествлялась с Марией — матерью Иакова, Иосии и Иуды. Ее еще иногда называли «Другой Марией».

Третьим супругом Анны называют Саломия. Их общей дочерью стала Мария Зеведеева (Саломея). Ее два сына – Иаков и Иоанн – стали одними из двенадцати апостолов, ближайших учеников Иисуса Христа.

Мазолино или Мазаччо. Ок. 1424 год. Фото: Public Domain

Стоит отметить, что концепция трех браков Анны называется tribimum. В середине XVI века она была осуждена Тридентским собором. Иоанн Дамаскин считал, что Анна была замужем только один раз. Этого же мнения придерживается вся православная традиция.

Культ Анны была популярен на Западе на исходе Средневековья. Она считалась целительница болезней, особенно чумы. В то же время в искусстве все чаще изображалась Anna selbdritt , что в переводе означала «Анна-втроём»

Если сперва такие иконы отличались статичностью, то в начале XVI века иконографический тип «Анна втроём» стал приобретать большую динамичность. Связь персонажей друг с другом стала создаваться последовательностью «жестов, улыбок, взглядов». К такому жанру относится и картина Альбрехта Дюрера, и Леонардо да Винчи, известная как «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом».

Во время Реформации изображения святой Анны, как персонажа, не упоминающегося в канонических Евангелиях, стали жертвами иконоборцев. Историки считают, что в течение XVI столетия, вероятно, было уничтожено значительное число подобных произведений.

Дедушка и бабушка воплотившегося Иисуса

Христос Бог воплотился через Деву Марию и стал ее Сыном. А сама Богородица родилась от бездетных и уже пожилых Иоакима и Анны. Всю жизнь их осуждали соплеменники за их бездетность, потому что каждый род надеялся, что через него воплотится Бог. Почему же Господь выбрал именно эту чету своими земными бабушкой и дедушкой?

Житие Пресвятой Богородицы повествует нам о Рождении Пречистой Девы от престарелых и неплодных, но вместе с тем искренне и глубоко верующих родителей, явивших в себе совершенный образец ветхозаветной святости, — от праведных Иоакима и Анны. Святые отцы, авторы гомилий на праздник Рождества Богородицы, уделяют Ее родителям очень большое внимание.

Прежде всего они отмечают личную нравственную высоту святых Иоакима и Анны. По словам святого Николая Кавасилы, Иоаким и Анна «более всех людей угодили Богу». А по убеждению преподобного Феодора Студита, супружеский союз Иоакима и Анны оказался выше любого из супружеских союзов, когда-либо до этого заключенных на земле.

По мысли преподобного Иоанна Дамаскина, Богоматерь делается для породивших Ее Иоакима и Анны их величайшей славой. При этом, по словам святого Николая Кавасилы, Рождение от них Пречистой Девы «оказалось делом» их «молитвы и праведности». Как подчеркивает преподобный Иоанн Дамаскин, они смогли стать Ее родителями лишь потому, что вели чистую и благую жизнь, будучи блаженной и всенепорочной четой.

То, что Господь даровал им возможность стать родителями Богородицы, по убеждению святителя Григория Паламы, напрямую связано с особой высотой их целомудренной жизни, личной праведности, постоянного пребывания в храме, непрестанного подвига поста и непрекращающегося молитвенного предстояния Богу. Он говорит о том, что именно «целомудрие, и пост, и сокрушенная молитва, сойдясь вместе, явили Иоакима и Анну родителями Сосуда Божия» — ради их «богоугодного образа жизни».

Вот как описывает внешне смиренное, но вместе с тем подлинно святое совершенство Иоакима и Анны святитель Андрей Критский: «Иоаким был муж кроткий, благочестивый, воспитанный в законе Божием… Равно и Анна была боголюбива, целомудренна, но бесплодна; жила с мужем в согласии, но была бесчадна».

А вот как прославляет этих праведников святитель Георгий Никомидийский, напрямую обращаясь при этом к храмовым слушателям своей гомилии с таким призывом: «Рассуди сам о избрании всех праведников и пророков, равно как и о тесном союзе их с избравшим их Богом, и ты увидишь несравненное превосходство Иоакима и Анны, увидишь, что они и сверхпочтены, и сверхпрославлены безмерно. Создатель Бог избрал их для возобновления обветшавшего мира; от них Он приемлет Матерь, чрез Которую соизволил приготовить новую тварь; от кровей этих лиц, превосходивших добродетелями даже царское величие, Он облекся в царскую багряницу человеческого рода. Вот что сделало их высшими всех праведников, вот их право, превосходящее всякую заслугу: они избраны из среды всех, явились в должное время и приняты для осуществления тайны».

Ангел говорит Иоакиму, что у него будет ребенок

Святые отцы также подчеркивают, что, несмотря на то что Рождение Богоматери совершилось от престарелых и бесплодных родителей, уже не способных по причине преклонных лет иметь детей, сам образ Ее зачатия и Рождества был тем же самым, что и для всякого иного человека — через посредство физического супружеского общения Иоакима и Анны.

Так, по убеждению святителя Андрея Критского, здесь имел место естественный образ зачатия Богоматери, подкрепленный силой Божественной благодати: «Податель даров не презрел дар упования их. Немедлящая сила скоро предстала на помощь просившим и умолявшим Бога и сделала способными одного к произведению, а другую к восприятию плода».

Согласен с ним и преподобный Иоанн Дамаскин, который говорит о том, что Рождение Богоматери произошло естественным образом: от физического общения супругов, от зачатия, которое и оказалось здесь неким добрым источником для нашего будущего спасения.

«О, блаженная чета, Иоаким и Анна, все творение обязано вам , ибо через вас оно принесло Творцу дар, превосходящий все дары, — Священную Матерь, Единую Достойную Создателя. О, всеблаженные чресла Иоакима, из которых изошло чистое семя! О, прославляемая утроба Анны, в которой мало-помалу возрос, сформировался и родился всесвятой плод. О, чрево, носившее в себе одушевленное Небо, более широкое, чем простор небес».

И далее, обращаясь уже к Самой Богородице, Дамаскин восклицает: «Блаженны чресла и чрево, из которых Ты произошла». Естественный образ зачатия и Рождения Богоматери Иоакимом и Анной подчеркивает и святитель Григорий Палама, который говорит, что Рождество Богоматери как плод естественного супружества должно стать образцом и примером благой брачной жизни для всех христианских мужей и жен…

Однако, по словам святителя Фотия, Рождество Богородицы есть одновременно и плод естественных способностей нашей природы, и событие, превосходящее человеческую природу. Ведь, по выражению преподобного Иоанна Дамаскина, Богоматерь есть «Порождение бесплодия», ибо родилась от Иоакима и Анны в результате Божественного чуда. По мысли же святого Николая Кавасилы, Мария стала для Иоакима и Анны «даром Божиим».

По убеждению преподобного Феодора Студита, плотское бесчадство Иоакима и Анны есть еще и духовный образ того нравственного бесплодия в отношении доброделания и святости, в котором после грехопадения Адама пребывал весь человеческий род. Он говорит: «Мне кажется, что эта чета представляла собою лицо всего человечества… Горестное расстройство, печальное бесплодие!» Они взывали с молитвой ко Господу о даровании им ребенка «в… саду. Почему? Потому что из сада происшел печальный грех… О чем же они взывали? О плоде чрева, то есть просили о плодоносии богопознания…»

Согласен с ним и священномученик Сергий Мечёв, который говорит о том, что Рождество Богородицы разрешило собой не только физическое неплодство праведных Иоакима и Анны, но и прежнее духовное неплодство всего человеческого рода, бывшее прямым следствием власти над ним греха. Ведь как раз в этот день прежнее бесплодие греха начинает терять свою былую силу — в рождающейся Пречистой Деве как будущей Матери грядущего в мир ради скорой победы над грехом Христа…

Итак, по словам святого Николая Кавасилы, в ответ на молитву праведных Иоакима и Анны, в ответ на их надежду на Божественное милосердие Господь «даровал им Чадо, самое чудесное из всех когда-либо бывших, Самую Родительницу Творца всех, обожившую человеческий род, и соделавшую небом землю, и соделавшую Сына Божия Сыном Человеческим, а людей — чадами Божиими…»

Из книги богослова Петра Малкова «Рождество Пресвятой Богородицы».

Святая Анна

У этого термина существуют и другие значения, см. Святая Анна (значения). В Википедии есть статьи о других людях с именем Анна.

Анна

חַנָּה


«Мадонна с младенцем и святой Анной».
Картина Дюрера. На полотне изображены представители сразу трёх поколений.

Рождение:

I век до н.э.

В лике:

богоотцев

День памяти:

9 декабря (22 декабря), 25 июля (7 августа), 9 сентября (22 сентября) (правосл.), 26 июля (католич.)

Покровительница:

Бретани, брака, бедняков, работник, домохозяек, краснодеревщиков, мельников, ткачей, булочников, рожениц

Атрибуты:

книга, дверь, изображается с девой Марией, младенцем Иисусом или Иоакимом

Святая Анна (ивр. חַנָּה‎ — «милость», «благодать», греч. Αγία Άννα) — в христианской традиции мать Богородицы, бабушка Иисуса Христа (богопраматерь), жена святого Иоакима, родившая дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака.

В Священном Предании

Четыре канонических Евангелия не упоминают имени матери Марии. Анна появляется только в апокрифической традиции, в частности в «Протоевангелии Иакова», а также в «Евангелии псевдо-Матфея» и «Золотой легенде». На традицию также повлияло «Слово на Рождество Пресвятой Богородицы» Андрея Критского (VII—VIII вв.).

Рождение девы Марии

Основные статьи: Зачатие Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы

Анна была младшая дочь священника Матфана из первосвященнического рода Аарона и жена святого Иоакима. По отцу она была из колена Левина, а по матери — из колена Иудина.

Икона «Зачатие праведной Анны» изображает встречу у Золотых ворот

Супруги жили в Назарете Галилейском. Несмотря на то, что пара была уже давно жената («пятьдесят лет жили в супружестве»), детей у них не было. Однажды, когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву, так как он «не создал потомства Израилю», тот удалился в пустыню. Там Иоакиму явился ангел с вестью, что вскоре его немолодая жена родит дочь. (Данный сюжет калькирует многие другие библейские истории о пожилых бесплодных парах, ср. Авраам и Сарра; Захария и Елисавета, а также рождение пророка Самуила у бездетной Анны). Обрадованный, он решил вернуться домой; Анна встретила мужа у Золотых ворот Иерусалима. Благая весть оказалась правдой, Анна зачала и 8 сентября около 16—15 г до н. э. родила Марию.

Католицизм отмечает в качестве праздника и 8 декабря — день зачатия девы Марии, которое римская-католическая церковь считает непорочным, трактуя это в том смысле, что на Марию не перешёл первородный грех, но отнюдь не в том, чтобы она, подобно Иисусу, была зачата бессеменным образом. (Основная статья Непорочное зачатие Девы Марии). Согласно доктрине францисканцев, зачатие Девы Марии произошло в результате объятия и поцелуя у Золотых Ворот, и это чудо явилось первым актом Божественного Спасения.

Детство Богородицы

…О, как она, летя к нему в объятья, на грудь ему руки положила Как её чудесный плащ багряный трепетал от резкого порыва Как она, лицо подняв, сияла, радостью великою исполнясь, нежностью великою. К кому? К нему? К себе? Нежностью, любовию к судьбе В той судьбе была её надежда И Иоаким принял её плащ трепетал его зеленый левою рукой он взял её под правый локоть и тихонько правой ногой наступил на левый башмачок её из красного сафьяна.

Гуннар Экелёф, «Иоаким и Анна»,
пер. с швед.

По иудейскому обычаю, в 15-й день по рождении младенца, ей было дано имя, указанное ангелом Божиим — Мария. Родители из благодарности Господу пообещали отдать ребенка в Храм.

Предание говорит, что когда девочке исполнилось шесть месяцев, Анна поставила её на землю, чтобы посмотреть, может ли та стоять. Мария сделала семь шагов и возвратилась в руки матери. Поэтому Анна решила, что дочь не будет ходить по земле, пока её не введут в храм Господень. «Анна устроила особое место в спальне дочери, куда не допускалось ничто нечистое, и призвала непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за младенцем».

Когда Марии исполнился год, Иоаким устроил пир, на который собрал священников, старейшин и много народа, и принес в это собрание Марию, прося всех благословить Ее. «Бог отцов наших, благослови Младенца Сего и дай Ему имя славное и вечное во всех родах», — таково было благословение священников. Анна же радостно прославляла Бога, что Он разрешил её неплодие и «отъял поношение врагов ее». Еще через год Иоаким думал исполнить над Марией обет посвящения Ее Богу, но Анна, боясь, что в храме дитя соскучится по дому, и желая подольше удержать Ее при себе, уговорила мужа отсрочить на один год его намерение.

«Введение во храм», фреска Джотто, капелла Скровеньи. Анна поддерживает свою малютку-дочь

Мария была введена в Храм в возрасте трех лет. Иоаким и Анна поставили дочь на первую ступень, и, к всеобщему изумлению, трехлетняя Мария без посторонней помощи взошла на самый верх, где её принял первосвященник Захария.

Смерть Анны

«Святая родня» — изображение семьи святой Анны с её многочисленными внуками. В центре расположена дева Мария, слева от неё Анна с книгой в руках, с тремя своими мужьями позади

Согласно православной версии жития, святой Иоаким преставился через несколько лет по введении дочери во храм, в 80-летнем возрасте. Святая Анна скончалась 79-ти лет, через два года после него, проведя их при храме рядом с дочерью. Память Успения праведной Анны 25 июля (7 августа).

Захоронены Иоаким и Анна вблизи будущей гробницы своей дочери, а также могилы Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой.

В западной традиции встречаются упоминания того, что Анна после смерти Иоакима ещё дважды успела выйти замуж и родить детей, а также что она присоединилась к Святому семейству в Египте после его бегства и занималась воспитанием внука — из чего следует, что данные легенды считают её моложе и датируют её смерть более поздним временем.

Семья святой Анны

Происхождение Анны из колена Левия, из рода первосвященника Аарона важно для христиан, так как её браком с Иоакимом (из колена Иуды из рода Давида) и рождением Марии, таким образом, соединяются две важнейшие сакральные генеалогические линии иудейского Священного Писания — царская и мессианская линия Давида и священническая — Аарона («ибо, согласно христианским представлениям, они объединяются в Иисусе Христе как Мессии и одновременно Небесном Первосвященнике, или Иерее»).

Хотя в Евангелиях о ближайших родственниках Марии и её матери Анны говорится достаточно мало, малодостоверная, но значимая внебиблейская традиция приписывает Анне многочисленное потомство, в частности, по той причине, что Анна, оставшись вдовой после смерти Иоакима, будто бы ещё дважды выходила замуж (по «Золотой легенде») и имела ещё двух дочерей, также получивших имя Мария.

В различных версиях родословное древо может разнится (см. проблему Сродников Господних). Его основной вариант, лёгший в основу западной иконографии Святой родни:

Священник
Матфан
Исмерия Святая
Анна
(1) Иоаким (2) Клеопа (3) Саломий
Захария Праведная
Елисавета
Элиуд Дева Мария Мария
Клеопова
Алфей Мария
Зеведеева
Зеведей
Иоанн Креститель Иисус Христос Иаков Алфеев Иаков Зеведеев Иоанн Богослов
Святой Серватий Симон Зелот
Иуда Фаддей
Иисус «Иуст»

Иконописец Ангелос Акотанос. «Святая Анна с младенцем Марией», Греция, XV век

  • Священник Матфан — отец
  • Исмерия — старшая сестра. Её дочь:
    • Праведная Елизавета — племянница Анны, супруга Захарии. Их сын:
      • Иоанн Креститель
    • Элиуд (Eliud), брат Елизаветы, дед святого Серватия
  • Святой Иоаким — первый муж, сын Варпафира
    • Дева Мария — первая дочь. Замужем за Иосифом Обручником
      • Иисус Христос
  • Клеопа — второй муж, брат Иоакима, первого мужа
    • Мария Клеопова (Иаковлева, Иосиева — по сыновьям) — вторая дочь. Замужем за Алфеем. Их сыновья (согласно другой версии, это сыновья Иосифа от первого брака, то есть «сводные братья» Иисуса):
      • Апостол Иаков Алфеев (или же Иаков Младший)
      • Апостол Симон
      • Апостол Иуда Фаддей
      • Апостол Иосиф «Иуст» (Праведный)
  • Саломий — третий муж
    • Мария Зеведеева (Саломея) — третья дочь, жена Зеведея (по другому варианту, дочь Иосифа Обручника). Их сыновья:
      • Апостол Иаков Зеведеев
      • Апостол Иоанн Богослов

Концепция трех браков Анны называется tribimum, в середине XVI века она была осуждена Тридентским собором. Иоанн Дамаскин считал, что Анна была замужем только один раз. Этого же мнения придерживается вся православная традиция. Кроме того, Дамаскин указывает, что Матфан, отец Анны, был также отцом Иакова (биологического отца Иосифа Обручника, см.) — то есть Иосиф и дева Мария троюродные брат и сестра.

По Дмитрию Ростовскому: отец Анны, священник Матфан, был женат на женщине по имени Мария из колена Иудина, родом из Вифлеема, и имел трех дочерей:

  1. Мария — старшая сестра. Её дочь:
    1. Саломея
  2. Совия — средняя сестра
    1. Праведная Елизавета
  3. Собственно Анна — младшая сестра

Таким образом, согласно этому изложению, Мария Зеведеева (Саломея), мать двух апостолов — не дочь Анны от третьего брака, а её племянница.

Почитание

Базилика Святой Анны в Иерусалиме, XII век. Построена на том месте, где, согласно католическому преданию, родилась Богородица

На Востоке церкви, посвященные св. Анне появляются с VI века, в то время как на Западе она не привлекает особенного внимания до XII века. «В середине VI века в Константинополе был построен храм во имя Анны. В Средние века в городах Апт (Прованс) и Дюрен (Германия) считали, что обладают мощами Анны. На Западе усиленное почитание Анны началось в XIV веке и стало очень популярным в XV веке достигло вершины к XVI веку». Первый монастырь в её честь на Западе возник в 701 году во Флориаке около Руана.

Как замечает С. С. Аверинцев, «на исходе Средневековья на Западе Анна получает отдельный культ (отражающийся и в иконографии, например Anna selbdritt) как целительница болезней, особенно чумы. Народный культ Анны со всеми его грубыми, подчас отталкивающими чертами, но и со всей его жизненностью — тема гротескной поэмы французского поэта 2-й половины XIX века Т. Корбьера „Площадной рапсод и прощение святой Анны“».

Фигура святой Анны приобрела значительное распространение в Германии, затрагивая широкие слои народа. Но затем она подверглась жесточайшим нападкам Мартина Лютера. И значительное число её изображений было уничтожено во время иконоборчества лютеран в XVI веке, желавших вернуться к простоте и ясности Священного Писания.

Православная церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих. Отдельно совершается празднование (даты по юлианскому календарю):

  • успение святой Анны — 25 июля;
  • память богоотец Иоакима и Анны (попразднство Рождества Пресвятой Богородицы) — 9 сентября;
  • зачатие святой Анной Богородицы — 9 декабря.

В 710 году мощи и мафорий святой Анны были перенесены из Иерусалима в Константинополь. В записях средневековых западных паломников сообщается о нахождении плеча и ладони святой Анны в кипрском монастыре Ставровуни. В настоящее время частицы мощей святой Анны находятся:

  • в афонских монастырях (левая стопа в Большом ските праведной Анны, правая стопа в монастыре Кутлумуш, левая рука в монастыре Ставроникита);
  • в различных монастырях и храмах Греции (в том числе монастыре Иоанна Богослова на Патмосе, церкви Панагии Горгоэпикоос в Салониках);
  • в Валаамском монастыре (единственная частица мощей святой Анны в России).

В искусстве

Св. Анна. Фреска из Фарраса, VIII век

Самое раннее изображение, свидетельствующее о культе святой Анны — фрагменты фресок VIII века в церкви Санта Мария Антиква в Риме. К тому же веку относится фреска из Фарраса, Египет.

сюжеты:

  • «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» («Зачатие праведной Анны», «Целование Иоакима и Анны»): Иоаким, возвращающийся из пустыни, где он получил благую весть от ангела, у ворот Иерусалима встречается с ожидающей его женой. (Православие и католицизм)
  • «Рождество Богородицы»: Святая Анна рожает Марию. Наиболее древние иконы праздника относят к X—XI вв. (Православие и католицизм).
  • Редкие сюжеты, в основном клейма иконы «Рождества Богородицы»: «Иоаким (и Анна) приносит свою жертву в храм»; «Отвержение даров Иоакима и Анны»; «Иоаким укоряет Анну»; «Возвращение Иоакима и Анны»; «плач Иоакима в пустыне»; «плач Анны в саду»; «моление Иоакима»; «моление Анны»; «благовестие Иоакиму» — в пустыне, и «благовестие Анне» — в саду; (далее хронологически «встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма»;) «беседа Иоакима и Анны»; (затем собственно Рождество Богородицы); «ласкание Девы Марии» (Иоаким и Анна сидят рядом, ласково придерживая Новорожденную), «Оступание Богоматери» (то есть первые шаги); «Пир первосвященников в доме Иоакима»; к этим сюжетам примыкают и связанные с праздником Введения Богородицы во Храм — «принесение Девы Марии в храм», «первые семь шагов Богоотроковицы».
  • «Воспитание Марии»: Анна учит свою подрастающую дочь чтению и рукоделию. (Католицизм).
  • «Введение во храм»: Анна с мужем могут присутствовать в качестве свидетелей во время введения её дочери в храм (Православие и католицизм); а также в сценах «Обручение Марии», «Обрезание Христа».
  • «Встреча Анны и Иоакима у Золотых ворот», Мастер жития Марии, ок. 1460, Старая Пинакотека
  • «Рождество Богородицы», псковская икона, 15-16 вв.
  • «Воспитание Марии», Данте Габриэль Россетти, 1848—1849 гг., галерея Тейт
  • «Введение во храм», миниатюра из Великолепного часослова герцога Беррийского

прочее:

  • «Святая Анна с младенцем Марией»: иконография чрезвычайно напоминает «Богоматерь с младенцем». (Православие).
  • «Мадонна с младенцем и святой Анной»: на коленях у Анны сидит её дочь дева Мария, на руках у которой, в свою очередь, находится младенец Иисус. Иконографическая традиция носит название «меттерца» (средневековая латынь, нем. термин — Anna selbdritt), согласно ей святая Анна входит как третья в единство, включающая Марию и Иисуса. Подобные изображения напоминают Троицу и подчас являлись с ней диптихом. (Католицизм)
  • «Святое семейство»: Анна может входить в расширенную иконографию Святого семейства. (Католицизм).
  • «Святая родня»: иконография включает Анну со всем её многочисленным потомством — тремя дочерьми и внуками. В полной версии насчитывается 6 мужчин, 4 женщины и 7 детей. (Католицизм)
  • «Святая Анна с младенцем Марией», сербская (?) икона, XIV век
  • «Святая Анна с Марией и младенцем Иисусом» на коленях. Мазолино и Мазаччо. 1424-25, Уффици.
  • «Святое семейство со св. Анной и Иоакимом», нидерландский мастер,
    XV в.
  • «Святая родня», Вольф Траут, 1514

В геральдике

  • Герб Кобрина (Белоруссия).
  • Герб Санкт-Аннена (Германия).
  • Герб Яхимова (Чехия).
  • Герб Городца (Белоруссия).
  • Герб Кобрина
  • Герб Санкт-Аннена
  • Герб Яхимова

Интересные факты

  • Топоним «Якиманка» образовался из слитного произношения имен «Иоаким и Анна».

См. также

  • Святой Иоаким
  • Святое семейство
  • Сродники Господни
  • Родословие Иисуса
  • Церковь Святой Анны
  • Храм Богоотец Иоакима и Анны
  • Орден Святой Анны

Примечания

  1. 1 2 Дмитрий Ростовский Житие святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны
  2. Протоевангелие Иакова
  3. 1 2 3 Энциклопедия «Религия». Иоаким и Анна
  4. Гуннар Экелёф. Иоаким и Анна
  5. 1 2 3 Детство и родители Пресвятой Богородицы
  6. Книга о церкви. Изд. Паломник
  7. Jacobus de Voragine’s Golden Legend, Volume II, Chapter 131
  8. Итак, Левий, происшедший из племени Нафана, сына Давидова, родил Мелхия и Панфира. Панфир родил (сына), названного Варпанфиром. Этот Варпанфир родил Иоакима. Иоаким родил Святую Богородицу. Матфан же, (происшедший) из племени Соломона, сына Давидова, имел жену, от которой родил Иакова. После того, как Матфан умер, Мелхий из племени Нафана, сын Левия, брат же Панфира, вступил в брак с женою Матфана, матерью Иакова, и родил от нее Илия. Итак, Иаков и Илий оказались братьями по матери: Иаков из племени Соломона, Илий же из племени Нафана. Илий, происходивший из племени Нафанова, умер бездетным; жену его взял за себя Иаков, брат его, происходивший из племени Соломона и восставил семя брату своему и родил Исида. Итак, Иосиф по естеству есть сын Иакова, из рода Соломонова; а по закону — сын Илия, из рода Нафанова. (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Глава XIV. О родословии Господа и о святой Богородице.)
  9. Словарь святых
  10. Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 3. С. 284
  11. 1 2 Иоаким и Анна // Православная энциклопедия. Т. 23, С. 172-184
  12. Предстоятель Русской Церкви совершил великое освящение верхнего храма Всехсвятского скита Валаамского монастыря и Божественную литургию в новоосвященном храме
  13. Стефано Дзуффи. Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. М., 2007, стр. 116
  14. 1 2 Александра Сопова. О чем говорит икона Рождества Богородицы
  15. Икона Благовестие праведной Анне
  16. Геральдика.ру. Герб деревни Городец

Литература

  • Beda Kleinschmidt. Die heilige Anna: Ihre Verehrung in Geschichte, Kunst und Volkstum
  • Иоаким и Анна // Православная энциклопедия. Т. 23, С. 172-184

Ссылки

Святая Анна на Викискладе

  • Анна Святая // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Галерея икон
  • Святые праведные Иоаким и Анна на days.pravoslavie.ru
  • Акафист святым и праведным Богоотцем Иоакиму и Анне
Богородица
События Зачатие Богородицы • Рождество Пресвятой Богородицы • Введение во храм • Благовещение • Встреча Марии и Елизаветы • Рождество Христово • Бегство в Египет • Брак в Кане Галилейской • Распятие Христово • Вознесение Господне • Пятидесятница • Успение • Вознесение • Коронование
Персоналии Святой Иоаким и Святая Анна • Праведная Елисавета • Иосиф Обручник • Иисус Христос • Иоанн Богослов
Места и предметы Иерусалим • Дом Иоакима и Анны • Второй Храм • Назарет • Дом Богородицы в Лорето • Город Иудин • Источник Девы Марии • Вифлеем • Пещера Рождества • Молочная пещера • Матария • Эль-Минья • Кана Галилейская • Дом Богородицы в Эфесе • Дом Иоанна Богослова • Гробница Богородицы • Риза Богородицы • Пояс Пресвятой Богородицы • Удел Богородицы
Иконография Православная • Католическая • Иконография жития Богородицы
Догматы
и праздники
Богородичные праздники • Непорочное зачатие Девы Марии • Похвала Пресвятой Богородицы • Покров Пресвятой Богородицы • Собор Пресвятой Богородицы • Пресвятая Дева Мария, королева Польши
Молитвы Аве Мария • Песнь Пресвятой Богородице • Богородичные антифоны • Достойно есть • О Тебе радуется • Розарий • Литания Пресвятой Деве Марии • Агни Парфене

Анна бабушка Иисуса

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *